?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у ice_gry в "Вальпургиева ночь", театр на Юго-Западе, блогерский поход
Постановка и сценография - Валерий Белякович
Звуковое оформление - Михаил Коротков
Художник по свету - Вячеслав Климов
Художник по костюмам - Ирина Бочоришвили

Первое сравнение, которое приходит в голову в связи с "Вальпургиевой ночью" - "Пролетая над гнездом кукушки". Казалось бы, составляющие те же. Психиатрическая клиника, бесправные пациенты, среди которых появляется бунтарь, собственно бунт, трагический финал... причём в "Вальпургиевой ночи" он совсем уж трагический и безысходный по сравнению с "Кукушкиным гнездом".
Так - да не так. И это я поняла благодаря спектаклю театра на Юго-Западе.
"Вальпургиева ночь" - про другое, и дело даже не в несовпадении американских реалий с советскими (акцент на советских реалиях в спектакле вообще несколько ослаблен).
"Вальпургиева ночь" театра на Юго-Западе - это сошествие во ад.
Лестницы-решётки, напоминающие шведскую стенку, становятся лестницами в небо. Звучит "Трисвятое". И в сгущающейся на сцене темноте белеют лишь больничные рубашки.
Финал - это смерть героев, но это и спасение, вознесение их душ из ада.
А те, кто остался жив, остаются в этом аду - и не поделом ли?





Вообще-то "Вальпургиева ночь" заслуживает зрителя, способного тонко, метко и иронично написать про виртуозный постмодернизм Венедикта Ерофеева. Но я так не умею. Зато я, пожалуй, умею вчитывать смыслы (а разве не в этом суть постмодернизма?).
И спектакль Валерия Беляковича совершенно неожиданно запараллелился для меня с другим спектаклем - "Приглашением на казнь" Павла Сафонова, несколько лет назад шедшим на сцене РАМТа.
Впрочем, почему неожиданно? Ведь и там выходом и единственно возможным счастливым финалом была смерть; только сумасшедшим домом, пожалуй, был весь мир. Но кто сказал, что в "Вальпургиевой ночи" это не так? Каков он, мир за пределами третьей палаты, мир Тамарочки и Бореньки-мордоворота? Они и людьми-то не выглядят - карикатурные куклы с нелепыми движениями и ограниченным диапазоном реакций на окружающий мир (как и все герои "Приглашения", кроме Цинцинната).
Нормальные люди - просто люди - в этом мире не могут не считаться безумцами.
Но людей здесь куда больше, чем было в "Приглашении на казнь".
Это вся третья палата - кто-то явно здоровый, кто-то умело косит под психа, а кто-то и впрямь утратил рассудок - но не стал сумасшедшим, настоящих сумасшедших среди героев нет вообще (или тогда уж ими нужно считать медперсонал, неспособный, например, к восприятию метафор в речи); это дети, которые уже не помнят толком ни кто они, ни почему они здесь, ни за что так наказаны.
Пациенты, которые опасны именно отсутствием симптомов - не аналог ли непрозрачности, за которую осуждён Цинциннат?
Есть тут и своя Марфинька - тоже человек, но примкнувшая к куклам, потому что так проще и не так страшно жить. Натали.
Их даже жальче, тех, кто остался жить в этом уродливом мире, обнаружив себя утром на пороге палаты, полной трупов.
Они-то остаются в аду.



"Вальпургиева ночь" - спектакль великолепный, тонкий и очень глубокий. Виртуозная работа со светом и звуком (а когда на Юго-Западе было иначе?), потрясающий актерский ансамбль. Фарид Тагиев снова другой - начинаю тихо удивляться, насколько на самом деле разным он может быть (в том числе в рамках одного спектакля, как это было на "Мастере и Маргарите", где я его просто несколько раз не узнала); но умный и тонкий интеллигент Гуревич в исполнении Тагиева - это просто что-то космическое. Браво! Шикарен Прохоров в исполнении Дениса Нагретдинова - такой хитроватый и харизматичный мужичок, совершенно нормальный и даже не пытающийся косить под психа. Очень тонко и тепло сыграны взаимоотношения Гуревича с Прохоровым, которые должны были стать враждой (недаром Боренька-мордоворот инструктирует Прохорова: "Поговори с евреем"), но стали дружбой и заботой. Просто в самое сердце поражает Валерий Черняк в роли старичка Вовы, потрясающе трагикомичен Андрей Санников (Коля-эстонец). Александр Шатохин (Хохуля) продемонстрировал, что может и вовсе вроде бы ничего не делать, просто присутствуя на сцене, и это всё равно будет высокая трагедия. Контр-адмирал Михалыч в исполнении Антона Белова - это просто феерия и праздник какой-то; впервые задумалась о том, что Михалыч-то тоже совершенно нормальный человек, просто притворяется сумасшедшим куда более умело, чем иные. Зато Пашка Ерёмин в исполнении Михаила Грищенко, похоже, действительно на грани помешательства - и одновременно с этим одинокий напуганный ребёнок. Ох как непросты Алёха-диссидент (Максим Лакомкин) и Стасик-цветовод (Александр Задохин), до слёз трогательны Серёжа Клейнмихель (Олег Задорин) и Витенька-обжора (Константин Курочкин). Совершенно удивительна Любовь Ярлыкова в роли Натали - она ведь действительно любит, любит Гуревича, а не Бореньку, но... Михаил Белякович в роли Бореньки-мордоворота откровенно страшен; пожалуй, такой жути не было даже в его Азазелло. Ярки и гротескны Галина Галкина (старший врач больницы) и Жанна Чирва (Тамарочка). Я постаралась перечислить всех, потому что слабых мест в составе "Вальпургиевой ночи" нет вообще.
(И всё-таки если выделять для себя каких-то личных фаворитов, то это будут каждый спектакль по-новому открывающийся для меня Тагиев - и просто потрясающий Белов).



Пожалуй, "Вальпургиева ночь" Валерия Беляковича - один из лучших спектаклей, которые я видела не то что в этом сезоне, а в принципе.
Огромное спасибо Московскому театру на Юго-Западе и сообществу moscultura в лице куратора блогпохода pamsik за приглашение!

Profile

Электричой из Москвы...
anothercity
Другая Москва
Website

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com