Вне зоны доступа (ketosha) wrote in anothercity,
Вне зоны доступа
ketosha
anothercity

Потерянное поколение в Современнике

Оригинал взят у ketosha в Потерянное поколение в "Современнике"


"На западном фронте без перемен", "Возвращение" и "Три товарища" - мое первое знакомство с Ремарком в начале 90-х, когда юношеский максимализм старательно ищет пересечения между жизнью реальной и написанной на бумаге. Романы Ремарка про "потерянное поколение" между двумя войнами (Первой и Второй мировыми), которые научились убивать в 18 лет. Убивать, потому что из "клетки войны один выход - быть убитым". Убивать, иначе убьют тебя. Порою мне казалось - замени немецкие имена на русские, переименуй города - и ничего не изменится. Девятнадцатилетний Пауль Боймер погибал в тихий октябрьский вечер 1918 года, когда по всем сводкам "на западном фронте без перемен". Мой ровесник погибал в Афганистане, когда по всем сводкам "над головою мирное небо". Мальчики...


"Три товарища" в Современнике - спектакль, который хотелось посмотреть очень давно.
И очень хотел увидеть его мой 15-тилетний сын, который раньше Ремарка не читал (забегая немного вперед, хочется все-таки отметить, что прочитать Ремарка перед просмотром спектакля надо. Иначеполучится как у моего пылкого юноши - он ожидал увидеть Германию образца 1920-1940, а ему показали историю про любовь). Ремарк - это история про тех из нас, что во времена перемен и отчаяния хранят верность кодексу личной чести, товариществу. Верности с бесшабашной и хмельной студенческой дружбы и испытанной огнем, мечом и еще чем-то, что каждый про себя знает сам.

И еще. Когда речь идет о "Современнике" - я не могу быть объективной до конца.
"Современник" - моя давняя студенческая любовь, что началась с "Крутого Маршрута" и "Кто боится Вирджинии Вульф" и, наверное, не закончится никогда.
А Галина Волчек удивительнейшим образом умеет находить таких Актрис, что захватывает дух от восхищения и глаз не отвести.
Умных, красивых, талантливых - так было с Мариной Нееловой, так было с Еленой Яковлевой.
Патрицию Хольман я видела в исполнении Светланы Ивановой. Браво!
Патриция Светланы Ивановой настоящая и живая. Романтичная. Изящная и свободная вне зависимости от ситуаций, в которые попадает. Никого не осуждает. Просто живет.



Роберт Локамп (Александр Хованский) - "последний романтик", как называют его друзья. Он пытается спрятаться от войны, но она настигает его по ночам или протяжным воем сирен. В совершенной темноте, только лишь под лучом прожектора, на краю сцены - то шепотом, то криком, то жестом - слова о пропавшем, не понятно за какие идеи, не понятно за что, о павших товарищах. Роберт в видении Галины Волчек немного не тот, что представлялся мне со страниц романа Ремарка. Время, проведенное в окопах под свистом пуль, оставляет после себя не только ночные кошмары, но меняет взгляд, походку и привычки. Мне чуть-чуть не хватило мужчины в Роберте. Порывистости, максимализма, романтики, боли - с лихвой. Мужской харизмы меньше. И, конечно, у каждого из нас свои Ленц и Отто. Сергей Юшкевич (автогонщик Отто Кестер) с осипшим голосом и словами на вес золота. Сергей Гирин (недоучившийся медик Готфрид Ленц) неутомимый балагур и шутник. Но совершенно точно - Хованский, Юшкевич и Гирин играют трех товарищей - и в радости и в горести.

Прощание Отто Кестера с «Карлом», лучшим из лучших, великим автомобилем неслыханных скоростей, - вот уж где действительно перехватывает дыхание и почти останавливается сердце! И как бы вы не относились к Ремарку, Галине Волчек, "Современнику" - посмотреть спектакль на протяжении 3 с половиной часов стоит хотя бы ради этих пяти минут, пока идет отсчет цифр беспристрастным аукционером, пока рука Отто лежит на капоте "Карла"...



А еще обязательно надо увидеть самим, как из нескольких фраз или коротких сцен, складывается на подмостках жизнь. Из трепетной любви к хоровому пению грубоватого хозяина кафе Альфонса. Из всепоглощающей любви к жене испуганного клерка Хассе. Из неутихающей боли потери доктора Жаффе. Из парадоксальной нежности и гордости проститутки Розы. Из черных кожаных плащей с полицейской овчаркой на коротком поводке. Из безмолвных песен маленьких попрошаек.

В "Современнике"в "Трех товарищах" играют любовь.
Играют так, как умеют играть только в "Современнике".


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Tags: Москва, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments