Андрей Травин (volk) wrote in anothercity,
Андрей Травин
volk
anothercity

Categories:

«Павел Первый», спектакль, который нравится всем без исключения

Уже второй день нахожусь под сильным впечатлением от спектакля «Павел Первый» по сценарию А. Сеплярского, который показали актеры киномастерской Мирзоева в Доме Актера. Впечатляющая работа режиссера Захара Хунгуреева вызвала сострадание к российским императорам и императрицам. Обсуждается подача спектакля на «Золотую маску».

Говорят, спектакль открывает сцена убиения Ивана Антоновича, но на первую десятиминутку спектакля я опоздал. Насколько можно понять, первая сцена просто задает градус эмоций и для сюжета значения не имеет. А потом я со всеми присутствующими сопереживал Екатерине II, Павлу I и его наследнику Александру I. Все они несчастные люди, изломанные абсолютной властью, одинокие, терзаемые страшными подозрениями, почти не умеющие любить.

Сценарий, написанный в 1984 году по бумажным архивным материалам, включая переписку героев на французском языке, сохраняет свою актуальность и во времена Интернета.

Спектакль играют студенты ИТИ, обучавшиеся на киноактеров. Но они не путают, где кино, а где театр. Дипломный спектакль «Павел I» они «случайно» показали в день, совпавший с убийством Павла. И c апреля 2015 играют его по маленьким залам в 70–120 зрителей. В основном — в Голубой гостиной Дома Актера (том самом зале, где Фурцева отсматривала на предмет цензуры советскую культуру).

Я человек, искушенный многолетней театральностью. Еще в 80-е годы я увидел в театре на Таганке пять Пушкиных («Товарищ, верь») и пять Маяковских («Послушайте!»), а также — мужчин, исполняющих женские роли в «Служанках» в Сатириконе.
А тут Екатерину Великую играет (с видимым удовольствием) мужчина, а Павла играют пять девушек (но лишь в первом акте, в его бытность еще великим князем, во втором акте императора играют уже только мужчины, включая режиссера). Однако здесь случилось другое, вынужденное решение, связанное с половым составом курса. Но и адекватное актерам, взявшимся за это.

Спектакль отчасти кинематографичен тем, что состоит из эпизодов на несколько персон. Все они могли бы быть написаны и сыграны про какую-то неизвестную семью, но в приложении к царской фамилии производят особое впечатление.

В конце пять дев, игравших его в первом акте, надевают свадебные платья, забираются повыше. И к ним присоединяется по пояс голый Павел, убитый в последнем акте. Это намек на то, что в период Февральской революции в русской православной церкви были предложения о причислении Павла к лику страстотерпцев. К счастью, их похоронила следующая революция. Но некоторые предпосылки были: Павел ждал 42 года, пока умрет своей смертью нелюбимая мать (в те времена, почти уникальный случай соблюдения пятой заповеди среди русских царей). Ну и невинно убиенный, конечно… Но никакой не святой, а просто недолюбленный и недолюбивший человек, в последние годы жизни не чуравшийся блуда. Бедные русские цари! Они даже могли жениться по любви. Но любви им недодали.

Источник
Tags: театр
Subscribe

  • Москва при COVID-19

    В этом посте я не собираюсь обсуждать причины этой пандемии, как с ней борются, разбирать цифры статистики и т.д. Я сейчас хочу показать опустевшие…

  • Мастерская Федора Конюхова

    Кто такой Федор Конюхов знают многие. К своим 68 годам он в одиночку совершил пять кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику, причём один раз…

  • «Ромео и Джульетта» в театре им. Булгакова

    Увидели «Ромео и Джульетту» в театре им. Булгакова. Сразу скажу, что с произведением был ранее не знаком, спойлеров не имел и был…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments