evge_chesnokov (evge_chesnokov) wrote in anothercity,
evge_chesnokov
evge_chesnokov
anothercity

Фотопроект «Город на память». 264. От МОЖД к МЦК

Промышленный бум конца XIX века привёл к ежегодному увеличению грузооборота Московского узла на 5%. Тысячи ломовых извозчиков курсировали между вокзалами, перевозя транзитные грузы, создавая пробки и теряя время при погрузке-разгрузке. Железнодорожный магнат Ф.Чижов предложил решить транспортную проблему постройкой железнодорожного кольца, которое соединило бы все десять основных направлений железных дорог.

00. МКЖД. Гагаринский тоннель. 07.07.16.01..jpg

7 ноября 1897 года император Николай II, присутствовавший на Особом правительственном совещании, «высочайше признал желательным» строительство Московской Окружной железной дороги. Из тринадцати конкурсных проектов был одобрен вариант инженера П.Рашевского, который предложил проложить двухпутное кольцо длиной 54 километра с постройкой станций и остановочных пунктов: Лихоборы, Владыкино-Московское, Ростокино, Белокаменная, Черкизово, Лефортово, Андроновка, Угрешская, Кожухово, Канатчиково, Воробьёвы горы, Потылиха, Кутузово, Пресня, Военное поле, Серебряный Бор, Братцево. От станций шли ветки к промышленным предприятиям для доставки местных грузов и общая длина пути составляла 145 километров.

Выполняя высочайшее указание императора «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид», власти привлекли к строительству лучших инженеров и архитекторов. В создании проекта участвовали П.И.Рашевский, А.Н.Померанцев, Н.В.Марковников, И.М.Рыбин. В итоге кольцо стало не просто функциональным промышленным объектом, но и архитектурным шедевром. Все станционные здания выдержаны в едином стиле, но отличались друг от друга в деталях. Создавались и типовые проекты жилых домов для сотрудников и служебных построек.

Железная дорога проходила лесами, болотами, пашнями, по дачной местности, на некоторых участках по землям промышленным - примыкающим к фабрикам и заводам, в южной части - недалеко от жилых кварталов. Всего было построено 14 станций, 2 остановочных пункта, 3 телеграфных поста, 72 моста, 30 путепроводов, 185 водопропускных сооружений, 19 пассажирских зданий, 11 путевых казарм и 21 полуказарма для рабочих, 87 сторожевых домов, 30 жилых домов, оборудованных водопроводом и канализацией, 2 дома для дежурных паровозных и кондукторских бригад, 2 приёмных покоя, 2 бани, 14 пакгаузов. Все пассажирские здания располагались внутри кольца, со стороны города, а товарные платформы, пакгаузы, станционные пути – с внешней стороны.

19 июля 1908 года по Окружной дороге прошёл первый поезд. Авторы краеведческого фотосайта pastvu.com собрали изображения всех станций и остановочных пунктов кольцевой дороги (на фото - от главной станции Лихоборы по часовой стрелке).

01. МОЖД. Лихоборы. 1907..jpg
МОЖД. Станция Лихоборы. 1907 год: https://pastvu.com/p/27701

02. МОЖД. Владыкино. 1907...jpg
МОЖД. Станция Владыкино. 1907 год: https://pastvu.com/p/45238

03. МОЖД. Ростокино 1907...jpg
МОЖД. Станция Ростокино (жилой дом). 1907 год: https://pastvu.com/p/45626

04. МОЖД. Белокаменная 1907...jpg
МОЖД. Станция Белокаменная. 1907 год: https://pastvu.com/p/10098

05. МОЖД. Черкизово. 1997...jpg
МОЖД. Станция Черкизово. 1997 год: https://pastvu.com/p/22856

06. МОЖД. Лефортово. 2000...jpg
МОЖД. Станция Лефортово. 2000 год: https://pastvu.com/p/168897 Фото: И.Нагайцев

07. МОЖД. Андроновка. 1997...jpg
МОЖД. Станция Андроновка. 1997 год: https://pastvu.com/p/22877

08. МОЖД. Угрешская. 1907...jpg
МОЖД. Станция Угрешская. 1907 год: https://pastvu.com/p/45235

09. МОЖД. Кожухово. 1907...jpg
МОЖД. Станция Кожухово. 1907 год: https://pastvu.com/p/53655

10. МОЖД. Канатчиково. 1907..jpg
МОЖД. Станция Канатчиково. 1907 год: https://pastvu.com/p/11679

11. МОЖД. Воробьевы горы. 1907...jpg
МОЖД. Станция Воробьёвы горы. 1907 год: https://pastvu.com/p/11819

12. МОЖД. Потылиха. 1907..jpg
МОЖД. Станция Потылиха. 1907 год: https://pastvu.com/p/10099

13. МОЖД. Кутузово. 1907.jpg
МОЖД. Станция Кутузово. 1907 год: https://pastvu.com/p/45170

14. МОЖД. Пресня. 1907...jpg
МОЖД. Станция Пресня. 1907 год: https://pastvu.com/p/27699

15. МОЖД. Военное поле. 1907 1908...jpg
МОЖД. Остановочный пункт Военное поле. 1907-1908 гг.: https://pastvu.com/p/85357

16. МОЖД. Серебряный Бор. 1907...jpg
МОЖД. Станция Серебряный Бор. 1907 год: https://pastvu.com/p/53677

17. МОЖД. Братцево. 1907 1908...jpg
МОЖД. Станция Братцево. 1907-1908 гг: https://pastvu.com/p/85718

Основной задачей МОЖД была перевозка грузов, а пассажиры неохотно пользовались её услугами по причине высокой цены на билеты. Несмотря на корректировки тарифной политики и в царское, и в советское время пассажирские перевозки оставались нерентабельными и в 1934 году прекратились. К 1950-м годам выявился главный недостаток кольца - слишком низкие мосты и путепроводы не позволяли электрифицировать трассу.

18. МОЖД. путепровод на 41 версте. 1907...jpg
МОЖД. Путепровод на 41 версте. 1907 год: https://pastvu.com/p/45217

В постсоветские годы власти взяли курс на массовый вывод заводов и фабрик за пределы Москвы, сводя к минимуму практическую пользу от существования Окружной дороги. Реанимировать уникальную транспортную развязку призван проект Малого кольца Московской железной дороги, впервые озвученный ещё в 2001 году. Реализация проекта по возрождению пассажирского сообщения началась в 2011 году с учреждения совместной компании Правительства Москвы и ОАО «РЖД» – ОАО «Московская кольцевая железная дорога» (ОАО «МКЖД»). В короткие сроки была разработана документация, подготовлены градостроительные обоснования и проекты и вскоре начались строительно-монтажные работы по реконструкции и электрификации дороги.

В 2015 году ОАО «РЖД» вышло из состава акционеров и Правительство Москвы стало единственным собственником АО «МКЖД». Это позволило повысить эффективность в принятии решений по обустройству транспортно-пересадочных узлов и прилегающих к МКЖД территорий. «МКЖД призвана стать неотъемлемой частью современной транспортной системы города, распределяющей пассажиропотоки столицы. Благодаря внедрению новых технологий и полной электрификации МКЖД поможет решить острые транспортные и экологические проблемы города. Электрификация железной дороги позволит заменить поезда на тепловозной тяге современным электроподвижным составом нового поколения. Благодаря электрификации прекратятся вредные выбросы в атмосферу, и от дороги будет низкое шумовое воздействие на окружающую среду, что особенно важно для транспорта, эксплуатируемого внутри большого города. Также понижение уровня шума будет достигнуто и за счет применения инновационных решений при строительстве самого пути. На МКЖД прокладывается так называемый бесшовный путь, его еще называют «бархатный путь,» - сообщает сайт http://mkzd.ru/

«Благодаря кольцу поездки по столице станут быстрее в среднем на 20 минут. Еще одной уникальной особенностью МКЖД станет то, что она свяжет садово-парковые ансамбли столицы: усадьбу Михалково, Ботанический сад, территории ВДНХ и Национального парка Лосиный остров, природный заказник Воробьевы Горы и другие,» - дополняет сайт http://stroi.mos.ru/mkzhd

На кольце построена 31 станция, на 17 предусмотрена пересадка на линии Московского метрополитена, на 10 станциях - на радиальные направления железной дороги. По кольцу ежесуточно будут курсировать до 100 пар поездов ЭС2Г «Ласточка» линейки Siemens Desiro вместимостью 1200 пассажиров, которые - по экспертным оценкам - уже в первый год эксплуатации дороги смогут перевезти около 75 миллионов человек. Стоимость проезда будет равна стоимости проезда на метро. Организация пассажирских перевозок по МКЖД возложена на ГУП «Московский метрополитен», перевозчиком является ОАО «Российские железные дороги».

20. МКЖД. Ласточка. 07.07.16.00..jpg

21. МКЖД. Ласточка. 07.07.16.02..jpg

22. МКЖД. Ласточка. 07.07.16.01..jpg

Тестовое движение по кольцу запущено в июле 2016 года, а для пассажиров дорога открылась 10 сентября, в День города, причём под новым названием - Московское центральное кольцо. Старое название увековечено в названиях платформы Окружная Савёловского направления, одной из станций МЦК и остановок общественного транспорта.

19. 3я Магистральная улица. 30.07.15.03..jpg

За несколько последних лет менялись и названия проектируемых станций, за пару месяцев до открытия рассматривался такой вариант: Окружная, Владыкино, Ботанический сад, Ярославская, Белокаменная, Открытое шоссе, Черкизово, Измайловский парк, Соколиная гора, Шоссе Энтузиастов, Андроновка, Рязанская, Новохохловская, Волгоградская, Дубровка, Автозаводская, ЗИЛ, Варшавское шоссе, Севастопольский проспект, Площадь Гагарина, Лужники, Кутузово, Сити, Шелепиха, Хорошёво, Новопесчаная, Ходынка, Волоколамская, Войковская, Коптево, Николаевская.

В итоге 10 сентября москвичи увидели совсем другую топонимику. Кстати, утрачены многие исторические названия станций Окружной дороги, такие как Серебряный бор, Воробьёвы горы, Лефортово, Канатчиково, Пресня.

Метро
Перспективная схема развития к 2020 году с сайта: http://stroi.mos.ru/mkzhd

Новые платформы оказались типовыми, станционные постройки начала ХХ века не задействованы на современном кольце. Но к началу движения старые здания выкрасили в привычную красно-белую цветовую гамму, благоустроили территорию.

23. МКЖД. станция Лихоборы. 07.07.16.01..jpg
Лихоборы

24. МКЖД. станция Лужники. 07.07.16.12..jpg
Воробьёвы горы

35. МОЖД. Станция Черкизово. 10.06.16.01..jpg
Черкизово

40. МКЖД. станция Белокаменная. 07.07.16.05..jpg
Белокаменная

34. МКЖД. Гагаринский тоннель. 07.07.16.04..jpg
Из современных остановочных пунктов самым необычным оказалась Площадь Гагарина - платформа, расположенная в Гагаринском тоннеле.

44. Ленинградское ш. Войковская. 08.01.16.03..jpg
Войковская (проектное название)

39. Платформа Ходынка. 31.07.15.05..jpg
Ходынка (проектное название)

37. МКЖД. Ботаническая. 02.07.16.03...jpg
Ботанический сад

45. Волоколамское шоссе. 31.07.15.04..jpg
Реконструкция путепровода на Волоколамском шоссе

35. Бол. Черкизовская ул. ТПУ. 15.05.16.02..jpg

На фотографиях - реконструкция старой дороги, замена рельсов, строительство платформ, монтаж оборудования.

41. МКЖД. станция Белокаменная. 07.07.16.06..jpg

43. МКЖД. станция Белокаменная. 07.07.16.09..jpg

42. МКЖД. станция Белокаменная. 07.07.16.07..jpg

27. МКЖД. станция Лужники. 07.07.16.06..jpg

26. МКЖД. станция Лужники. 07.07.16.01...jpg

31. МОЖД. станция Пресня. 09.08.15.23..jpg

32. МОЖД. станция Пресня. 09.08.15.22..jpg

36. Черкизово. МОЖД. 19.04.15.13..jpg

38. Платформа Ходынка. 31.07.15.01..jpg

54. МКЖД. станция Войковская. 07.07.16.02..jpg

44. МКЖД. станция Войковская. 07.07.16.03..jpg

33. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.22..jpg

28. МКЖД. станция Лужники. 07.07.16.07..jpg

Что же можно увидеть из окна электрички? Если сто лет назад это была практически дачная местность, то сейчас окрестности дороги представляют собой промышленную свалку. Надо заметить, что городские власти подошли к проблеме комплексно и параллельно с реконструкцией МОЖД стали сносить гаражи, автомастерские и прочий самострой. Но основная индустриальная натура никуда не делась - вокруг всё те же корпуса, пакгаузы и заводские трубы. Пройдёт не один год, прежде чем промышленные территории обретут современный вид. Наиболее деятельно этот процесс идёт на месте бывшего автомобильного гиганта ЗИЛ.

46. МКЖД. перегоны. 07.07.16.05..jpg

47. МКЖД. перегоны. 07.07.16.01..jpg

48. МКЖД. из окна. 07.07.16.12..jpg

49. МКЖД. Ботаническая. 02.07.16.02...jpg

50. МКЖД. из окна. 07.07.16.04..jpg

51. МКЖД. из окна. 07.07.16.13..jpg

52. МКЖД. из окна. 07.07.16.18..jpg

53. МКЖД. из окна. 07.07.16.17..jpg

55. МКЖД. из окна. 07.07.16.02..jpg

56. МКЖД. из окна. 07.07.16.01..jpg

57. МКЖД. из окна. 07.07.16.15..jpg

58. МКЖД. из окна. 07.07.16.29..jpg

59. МКЖД. из окна. 07.07.16.21..jpg

60. МКЖД. из окна. 07.07.16.11..jpg

63. МКЖД. из окна. 07.07.16.07..jpg

64. МКЖД. из окна. 07.07.16.09..jpg

65. МКЖД. из окна. 07.07.16.33..jpg

66. МКЖД. из окна. 07.07.16.16..jpg

69. МКЖД. из окна. 07.07.16.22..jpg

70. МКЖД. из окна. 07.07.16.23..jpg

71. МКЖД. из окна. 07.07.16.25..jpg

72. МКЖД. из окна. 07.07.16.28..jpg

73. МКЖД. из окна. 07.07.16.34..jpg

67. МКЖД. из окна. 07.07.16.19..jpg

68. МКЖД. из окна. 07.07.16.20..jpg

Узнать больше можно на сайтах:
http://mkzd.ru/about/history/
http://www.rzd-expo.ru/history/MoskovskayaOkruzhnayaZD/
http://logirus.ru/articles/raskopki/dvoynoy_krakh_inzhenera_antonovicha.html
http://anabar.ru/mesta/mozhd/docs/mozhd-info-v1.pdf
Архивные фотографии в изданиях:
«Альбом сооружений Московской окружной железной дороги, 1903-1908 г.»
«Альбом исполнительных типовых чертежей»

75. МКЖД. перегоны. 07.07.16.04..jpg

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886
Tags: Москва
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment