evge_chesnokov (evge_chesnokov) wrote in anothercity,
evge_chesnokov
evge_chesnokov
anothercity

Categories:

Фотопроект «Город на память». 266. ЗИЛ. Легендарные автомобили

Прогулка по Автозаводской улице вызывает желание пролистать страницы истории автомобильного гиганта ЗИЛ. А ведь есть повод вспомнить про славное прошлое автозавода, основанного ровно сто лет назад. В 1916 году в Тюфелевой роще состоялась торжественная закладка завода Автомобильного московского общества, за возведение которого взялся «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и Ко».

00. ЗИЛ. граффити. 23.07.15.07..jpg

Постройка завода АМО велась под руководством архитекторов Александра Кузнецова и Артура Лолейта. Фасады некоторых корпусов разработал архитектор Константин Мельников. Договор, заключённый братьями Рябушинскими с фирмой FIAT, предусматривал лицензионное производство полуторатонных грузовиков FIAT 15 Ter образца 1915 года.

В рамках правительственной программы создания автомобильной промышленности в России планировалось построить шесть заводов, но этим замыслам помешали революционные события, вызвавшие коллапс в экономике. Завод в Тюфелевой роще был почти достроен, укомплектован 500 станками американского производства и успел собрать тысячу с лишним грузовиков из итальянских деталей. Но когда импортные комплектующие иссякли, недострой превратили в крупные ремонтные мастерские.

В 1918 году завод АМО был национализирован и передан в ведение Автотреста. В первые годы советской власти завод занимался ремонтом грузовиков иностранных марок, налаживал производство моторов и даже поучаствовал в советской танковой программе, производя двигатели для танка «Русский Рено». По окончании Гражданской войны Госплан СССР утвердил производственное задание на изготовление советских грузовиков. Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ноябре 1924 года и вскоре пошёл в серию.

01. ЗИЛ. АМО Ф 15. 1927 1928...jpg
АМО-Ф-15. 1927-1928 гг.: https://pastvu.com/p/404092

Завод АМО в то время носил имя убитого фашистами итальянского профсоюзного деятеля Пьетро Ферреро, а в 1925 году был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1928 году назрела неотложная необходимость полной реконструкции завода и перехода на совершенно новую модель грузового автомобиля - дело в том, что себестоимость грузовика в десять раз превышала себестоимость машин Ford. Уже в 1930 году начался лицензионный выпуск американских грузовиков «Автокар-5С», ставших прототипами легендарной трёхтонки ЗИС-5.

02. ЗИЛ. ЗИС 5. 1931 1933...jpg
ЗИС-5. 1931-1933 гг.: https://pastvu.com/p/107085 На основе базовой модели появились десятки серийных и опытных модификаций.

04. 21.04.15.57.зенит прожекторная станция.jpg
ЗИС-12 - удлинённое шасси специального назначения, комплектовалось низкобортовой платформой на которой монтировались различные установки военного назначения (зенитные орудия, прожекторы, звукоулавливающие установки).

03. Олдтаймеры. ЗИС 33. 06.03.15.01..jpg
ЗИС-33 - автомобиль на базе ЗИС-5 со съёмными комплектами полугусеничных движителей, после их снятия превращался в обычный колёсный грузовик.

05. 21.04.15.61.бензозаправщик БЗ-43.jpg
Бензозаправщик БЗ-43 - упрощённая модель военного времени с деревянной кабиной и одной фарой

06. Олдтаймеры. ЗИС 44. 05.03.15.40..jpg
ЗИС-44 - санитарный автобус на шасси ЗИС-5В с деревянным кузовом на 18 мест

06. ВВЦ. Пожарная безопасность. 29.08.08.04.JPG
Пожарная автоцистерна на шасси ЗИС-5

Так началась история Завода имени Сталина, производившего десятки моделей грузовых автомобилей, автобусов, представительских легковых автомобилей, вездеходов и бронетранспортёров. С 1956 года автомобильный завод носит имя Ивана Лихачёва, одного из первых директоров, который поднимал предприятие в первые годы советской власти и наладил выпуск оборонной продукции во время Великой Отечественной войны. Из небольшого завода вырос гигант, в 1931 году Лихачёв так сказал по поводу совершённой реконструкции: «Мы фактически пришили пальто к пуговице».

07. ЗИЛ. корпуса. 23.07.15.08..jpg
Памятник Ивану Лихачёву открыт на автозаводе в 1958 году (скульптор М.Манизер)

08. ЗИЛ. заводоуправление. 1969...jpg
Старое заводоуправление. 1969 год: https://pastvu.com/p/151349 Фото: В.Кадышев. В историческом здании планируется открыть Музей хоккейной славы. По соседству находилась первая проходная. Автомобильный завод - это практически город с сотнями производственных и административных построек, с десятками цехов - от литейного до автосборочного.

09. Автозаводская. Музей хоккея. 27.07.16.02..jpg

10. Автозаводская ул. ЗИЛ. 2 проходная. 1957..jpg
ЗИЛ. Вторая проходная. 1957 год: https://pastvu.com/p/360182

11. ЗИЛ. 2 проходная. 27.07.16.02..jpg

12. ЗИЛ. корпуса. 23.07.15.27.ш..jpg

13. ЗИЛ. корпуса. 23.07.15.28.ш..jpg

14. ЗИЛ. 2 проходная. 25.07.16.01..jpg

14. ЗИЛ. корпуса. 23.07.15.29..jpg

15. ЗИЛ. 27.07.16.10..jpg
От проходной курсировал местный автобус, развозивший рабочих по производственным корпусам.

16. ЗИЛ. главная аллея. 1948...jpg
Главная аллея. 1948 год: https://pastvu.com/p/10387 Главная аллея делила территорию примерно пополам, она начиналась от второй проходной на Автозаводской улице.

17. ЗИЛ. главная аллея. 1957 1960..jpg
Главная аллея. 1957-1960 гг.: https://pastvu.com/p/354461

18. ЗИЛ. Ленин. 27.07.16.04..jpg

19. ЗИЛ. мемориал. 27.07.16.04..jpg

На центральной площади установлена скульптура Ленина и мемориал в память о фронтовиках, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, и в честь подростков и женщин, которые заменили мужчин у заводских станков. На стеле надпись: «16 тысяч автозаводцев по призыву партии, по велению сердца ушли на фронт. Половина из них не вернулась. За ратные подвиги тысячи воинов награждены орденами и медалями, 16 человек удостоены высокого звания Героя советского Союза. Слава героям, отстоявшим независимость нашей Родины».

Лето. ЗИЛ. мемориал. 27.07.16.06..jpg

20А. Люблино. Музей индустриал.культуры. 29.06.13.85..jpg

В ноябре 1941 года Государственный комитет обороны постановил организовать в городе Миассе автомоторное и литейное производство на базе оборудования, эвакуированного с Завода имени Сталина. Спустя несколько месяцев завод выпустил первые двигатели и коробки передач, а с 1944 года с конвейера стали сходить грузовики ЗИС-5В. В 1958 году освоен выпуск двухосного грузового автомобиля УралЗИС-355М, который широко использовался при освоении целинных земель Урала, Сибири и Казахстана. Сейчас автозавод «Урал» - один из ведущих производителей тяжёлых грузовиков, в том числе для нужд Российской армии. Таким образом, москвичи дали мощный импульс автомобилестроению в Миассе на Урале, позднее поддержали подмосковный Ликинский автобусный завод, а завод КамАЗ в Набережных Челнах вообще строился под зиловскую модель бескапотного грузовика.

20Б. УралЗиС-355М. 03.10.12.01...jpg
УралЗИС-355М - грузовой автомобиль средней грузоподъёмности, выпускавшийся на Уральском автомобильном заводе с 1958 по 1965 год

20В. 22.04.15.62. БТР-152 1958..jpg
Бронетранспортёр БТР-152, находился на вооружении до 1993 года

20Г. Парк Победы. СССР. 01.07.15.02..jpg

Если говорить о специальной армейской продукции автозавода, можно вспомнить и довоенный бронеавтомобиль БА-11, и БТР-152 на шасси ЗИС-151, принятый на вооружение в 1950 году, и недавнюю перспективную разработку «Колун» на шасси ЗИЛ-131. В начале Великой Отечественной войны реактивные миномёты «Катюша» ставили на всё тот же знаменитый ЗИС-5, а в 1960-е годы на многоцелевое специальное шасси ЗИЛ-135 монтировали тактические ракетные комплексы, мобильные пусковые установки, системы залпового огня, транспортно-заряжающие машины, понтонные амфибии. Благодаря разработкам конструкторского бюро ЗИЛ появился новый автомобильный завод в Брянске, на котором вся эта спецтехника и производилась.

20Д. Военный дизайн. Колун. 06.05.14.06..jpg
Бронеавтомобиль «Колун»

20И. 22.04.15.85. реактивная устан БМ-13..jpg
Реактивная установка БМ-13

20Ж..сист залп огня Ураган. ЗИЛ 135. 1976..jpg
Система залпового огня «Ураган» на шасси ЗИЛ-135

20К. 22.04.15.75.колейно механ мост КММ..jpg
Колейно-механический мост

21. ЗИЛ. доска почёта. роллс ройс. 1959...jpg
Доска почёта. 1959 год: https://pastvu.com/p/408508 На переднем плане - ленинский Rolls-Royce после реставрации в Экспериментальном цеху

22. МОЖД. станция Кожухово. 27.07.16.02..jpg

Станция Кожухово Московской окружной железной дороги оказалась очень кстати, здесь продукция автозавода грузилась на платформы и по железной дороге отправлялась во все края необъятного СССР. От исторической станционной инфраструктуры МОЖД сохранилось только здание пассажирского вокзала, а площадка, где сотни грузовиков ожидали отправки, стала пустырём.

23. МОЖД. станция Кожухово. 27.07.16.03..jpg

21. МОЖД. станция Кожухово. 27.07.16.01..jpg

24. МОЖД. станция Кожухово. 27.07.16.06..jpg

25. ЗИЛ. станция Кожухово. 1954...jpg
Станция Кожухово. 1954 год: https://pastvu.com/p/363056 Фото: В.Зунин

26. Рогожский Вал. ЗИС-150. 1947-1957. 31.10.10.01...jpg

С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150 и его модификаций, при этом разработка новой модели началась ещё в 1938 году, но откладывалась из-за государственных планов, предусматривавших превалирование количества грузовиков над качеством выпускаемой продукции. Модель ЗИС-150 (известная как «Захар») стала базовой для производства большой гаммы строительной техники - кранов, самосвалов, дорожной техники, лесовозов; специальных машин - уборочных, поливомоечных, пожарных автомобилей, цистерн. Агрегаты и комплектные шасси использовались для производства автобусов.

С 1957 года завод перешёл на выпуск ЗИЛ-164 - модернизированных ЗИС-150. Автомобили ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164А долгие годы были «рабочими лошадками» практически во всех автохозяйствах СССР. На их базе специализированные заводы выпускали большими сериями фургоны, заправщики, цистерны, пожарные машины, автокраны и многие другие типы специальной техники.

26. Рогожский Вал. ММЗ-585. ЗИЛ-164.1957-1965. 31.10.10.01..jpg

27. ВВЦ. Мосгортранс. 12.06.10. ЗиЛ-164.5...jpg

27. ВВЦ. Мосгортранс. 04.09.10.035....jpg

28. Красностуденческий пр. 15.10.13. ЗИЛ. 01..jpg

28. ВВЦ. День города. 02.09.12.37.ЗиС-151.1948-1958..jpg

29. Рогожский Вал. Музей ретроавто. 31.10.10.04...jpg

30. Олдтаймер. 04.03.16.28. ЗИС 150..jpg

В СССР производились и детские игрушки, копирующие грузовые и специальные автомобили на шасси ЗИС-150

31. ЗИС 150. Олдтаймер. 04.03.16.26..jpg

31. Олдтаймер. 04.03.16.28..jpg

31. Олдтаймер. 04.03.16.25..jpg

32. Мосгортранс. 12.06.10.ЗиЛ-157.02...jpg

ЗИЛ-157 выпускался серийно с 1958 года в основном для Вооружённых сил СССР

32. Волоколам.ш. ДОСААФ. 21.07.14.19. ЗиЛ..jpg

34. ВВЦ. Мосгортранс. 12.06.10. АКЗ-1.1...jpg
Автобус АКЗ-1 - кузов ЗИС-16 на шасси ЗИС-150. Производство автобуса ЗИС-16, отличавшегося в соответствии с тогдашней автомобильной модой обтекаемой формой кузова было развёрнуто с 1938 года и продолжалось до августа 1941 года. Значительная часть этих машин после войны была реконструирована на «Аремкуз» и других предприятиях с перестановкой на новые шасси ЗИС-150. Такие меры позволили ЗИС-16 доработать на пригородных маршрутах столицы до середины 50-х годов, а в ряде городов и дольше.

35. ЗИС 16. 1946...jpg
ЗИС-16. 1946 год: https://pastvu.com/p/10444

36. автобус АМО. 1927...jpg
Автобусы АМО. 1927 год: https://pastvu.com/p/21408

Ну а самый первый автобус АМО вместимостью 14 пассажиров был создан в 1926 году на шасси полуторки АМО-Ф-15. Кузов был выполнен на каркасе из гнутых деревянных профилей и обшит металлом, крыша обтянута дерматином. С 1934 по 1936 год выпускался городской автобус ЗИС-8 на длиннобазном шасси ЗИС-11. Ряд инженерных решений упростили и удешевили его сборку. В связи с реконструкцией завода и переходом на новую модель производство ЗИС-8 было прекращено в Москве, но продолжалось в других городах СССР, где по чертежам изготавливали кузова и монтировали на зисовские шасси.

37. ВВЦ. День города. ЗИС-8. 07.09.08.07.JPG

37. День России. 12.06.08.083. ВДНХ..JPG

38. ВВЦ. День города. 04.09.11доп.06...jpg

После войны на ЗИСе изготовили городской автобус ЗИС-154 с первым отечественным серийным цельнометаллическим кузовом вагонного типа. Однако новый дизельный двигатель был недоработан и машину сняли с производства, заменив на ЗИС-155. Всего был выпущен 21 741 автобус, эти машины оставались основной моделью автобусных парков столицы и других крупных городов СССР с начала 1950-х до середины 1960-х годов. В междугородней версии ЗИС-155 в салоне установили 15 кресел, как в самолёте, эти машины обслуживали пассажиров на линии Москва - Симферополь. Недолгое время в Москве эксплуатировались и автопоезда ЗИС-155, когда автобус комплектовался прицепом (который горожане прозвали «племянник»), изготовленным из старого кузова.

38. ВВЦ. Мосгортранс.Ретро.01.09.09.18..jpg

39. ВВЦ. ЭкспоСитиТранс. 02.10.12.04...jpg

Следующей массовой моделью стал городской автобус ЗИЛ-158, первую пилотную партию из 180 автобусов заводчане изготовили специально к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов. Производство машины началось в Москве в 1957 году, но вскоре было передано в Ликино-Дулёво, так что на капотах вроде бы одинковых машин можно увидеть эмблемы то ЗИЛа, то ЛиАЗа, а по документам автобус проходил как «ЗИЛ-158В производства Ликинского автобусного завода».

39. ВВЦ. ЭкспоСитиТранс. 02.10.12.17.ЛиАЗ-158..jpg

40. ВДНХ. ЗИЛ 127. 1958...jpg
ЗИЛ-127 в павильоне «Машиностроение» на ВДНХ. 1958 год: https://pastvu.com/p/49851
Самой значительной автобусной разработкой Завода имени Сталина стал междугородный автобус ЗИЛ-127, который по уровню дизайна кузова и салона, комфорта для пассажиров и динамических качеств соответствовал лучшим зарубежным аналогам. Неожиданно в автомобилестроение вмешалась политика: братские социалистические страны хотели свой кусок пирога в Совете экономической взаимопомощи, в итоге производством больших автобусов занялись Венгрия и Чехословакия. По тем же причинам необходимости развития экономических связей с друзьями-партнёрами заказы на производство речных теплоходов уходили в Восточную Европу, а не на советские судоверфи.

41. ВДНХ. Автопром. 01.08.14.08..jpg

Представительский автобус «Юность» можно причислить к легендам из-за авангардного дизайна и малого количества выпущенных машин. Собственно, он и был задуман, чтобы занять рабочих в цехах штучной сборки представительских лимузинов, но оказался удачным по исполнению и имел неплохой экспортный потенциал. Первый вариант «Юности» вышел на испытания в 1962 году, машина привела в восторг Никиту Хрущёва, спустя несколько лет заслужила комплименты на выставке в Ницце, но вот парадокс: так и не пошла в крупную серию.

В этом сюжете использованы фотографии автомобилей - экспонатов Музея Мосгортранса, Центрального музея Вооружённых сил, Центрального музея Великой Отечественной войны, Музея индустриальной культуры, выставок ретроавтомобилей на ВДНХ и Олдтаймер-Галереи Ильи Сорокина.

33. Люблино. Музей индустриал.культуры. 29.06.13.95..jpg

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886
Tags: Москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments