?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Особняк Маргариты

Оригинал взят у leonovvaleri в Особняк Маргариты
Было у меня «исследование» маршрута погони Ивана за Воландом, этот пост естественное продолжение начатой тогда темы. Здесь я хотел собрать и проанализировать все имеющиеся тексты романа «Мастер и Маргарита», которые по мере написания романа даже назывались по разному: «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Вечер страшной субботы», «Великий канцлер», «Фантастический роман», «Золотое копье», «Князь тьмы». Поскольку, эти названия фигурируют в полном собрании редакций и вариантов романа «Мой бедный бедный мастер…» издательства «Вагриус» 2006 года, которым я пользовался при написании поста про погоню Ивана за Воландом, буду опять опираться на этот же текст. Позже в 2014 году издательством «Пашков дом» была выпущена книга М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита. Полное собрание черновиков романа. Основной текст», там несколько другая структура черновиков, но, раз начал ссылаться на первый источник, продолжу ссылаться именно на него во избежании всякого рода путаницы.

Кстати, по ссылке есть две странички из рукописи романа с наблюдениями Михаила Афанасьевича за фазами луны...

Идея, собственно говоря, точно такая же, - собрать в одном месте все доступные авторские описания «особняка Маргариты» и все детали и детальки с ним связанные, - маршрут по которому Маргарита летела к Арбату, точное время, и так далее, - ведь с течением времени замысел Булгакова менялся. Или нет?

«Великий канцлер»

- Ровно в десять с половиной вечера, – строго глядя, заговорил Фиелло, – благоволите намазать губы помадой, а тело этим кремом.

- Сейчас время подходило к назначенной половине одиннадцатого.

- Самая длинная из стрелок наконец подошла и упала на нижнюю цифру «6».

- ...появился добрый знакомый Николай Иванович, проживающий в верхнем этаже.

- Отбросив штору в сторону, она легла грудью на подоконник, и тотчас луна осветила ее.

- Вынырнув из переулка, Маргарита пересекла Сивцев Вражек и устремилась в другой переулок.

- ...влетев в переулок, она едва не разбилась о старый газовый фонарь.

В справочнике «Вся Москва» на 1930 год есть такие цифры: на 1 октября 1929 года Москва освещалась 9.743 электрическими фонарями, 6.938 газовыми и 7 керосинокалильными. Выходит, что искать один единственный фонарь среди семи тысяч ему подобный, сродни поиску иголки в стогу сена.

- ...и вылетела на Арбат...

- ... разбила светящийся семафор, показывающий предельную скорость - тридцать километров...

- Откинув дугу трамвая № 4... покинула Арбат и повернула в Плотников переулок...



Фрагмент схемы трамвайных маршрутов треста МГЖД (Московских городских железных дорог) с 16 октября 1931 года.

Маршрут трамвая № 4 проходил от Сокольнической заставы до Дорогомиловской заставы, а именно: Сокольническое шоссе, Краснопрудная улица, Каланчёвская улица, Орликов переулок, Мясницкая улица, Театральный проезд, Охотный ряд, Моховая улица, Воздвиженка, Арбат, Смоленская, Большая Дорогомиловская улица. Причем маршрут трамвая № 4 с небольшими изменениями проходил именно так с 1907 по 1932 год, а с 1933 года следовал до Дорогомиловской заставы уже не по Арбату, а по улице Герцена. Единственный вывод, который можно из этого сделать, строки про дугу трамвая № 4 написаны Булгаковым не позднее 1932 года, далее упоминание про маршрут просто не имеет смысла, видимо упоминание трамвайного маршрута № 4 исключено из последующих редакций романа именно по этой причине.


«Мастер и Маргарита» Полная рукописная редакция.


- Маргарита проснулась около полудня в своей спальне, выходящей фонарем в башню особняка.

- Выйдя на Арбат, Маргарита Николаевна села в троллейбус и поехала в центр города.

- В Охотном ряду Маргарита поднялась, чтобы выйти, но судьба на некоторое время связала ее с парочкой граждан. Они тоже снялись в Охотном...

- Она пронеслась по переулку и вылетела в другой, пересекавший первый. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки...

- ...она едва не разбилась насмерть о старый покосившийся газовый фонарь на углу.

- Третий переулок вел прямо к Арбату.

- При самом влете на сияющий Арбат освещенный диск с черной конской головой преградил всаднице дорогу.



Дорожные знаки образца 1927 года. Черная конская голова ни что иное, как знак запрещающий проезд легковым и ломовым извозчикам.

- Арбат надоел Маргарите, и, взмыв, она мимо каких-то сияющих зеленым ослепительным светом трубок на угловом здании театра вылетела в переулок.

- ...на уровне четвертого этажа в узком, но сравнительно хорошо сохранившемся переулке, причем и по левую, и по правую руку у нее были громадные, высокие дома, по левую - старой стройки, по правую - недавно отстроенные.

Итак, Большой Николопесковский переулок. Левая сторона: шестиэтажный дом 3 - год постройки 1914, шестиэтажный дом 5 - год постройки 1910, двухэтажный дом 7 - год постройки 1860, двухэтажный дом 9 - год постройки 1917, двухэтажный дом 11 - год постройки 1880, четырехэтажный дом 13 - год постройки 1890, двухэтажный дом 15 - год постройки 1859. Правая сторона переулка: пятиэтажный дом 4 - год постройки 1917, семиэтажный дом 6 - год постройки 1933, четырехэтажный дом 12а - год постройки 1936, восьмиэтажный дом 12 - год постройки 1937. Что, в целом, совершенно точно соответствует булгаковскому описанию.

- Так доплыла она до конца переулка, и тут ее внимание привлекла роскошная громада вновь отстроенного дома. Маргарита приземлилась и увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие...

Выше я уже говорил, что восьмиэтажный дом 12 по Большому Николопесковскому переулку постройки 1937 года.


«Мастер и Маргарита». Окончательная редакция.


- Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата.

- Все пять комнат в верхнем этаже особняка.

- ...хозяйка и домработница расстались. Откинувшись на удобную, мягкую спинку кресла в троллейбусе, Маргарита Николаевна ехала по Арбату...

- Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж.



Фрагмент схемы маршрутов троллейбусов и автобусов по состоянию на 1 декабря 1938 года.

С 1934 года вместо трамвая по Арбату ходил троллейбус. Маршрут № 2 от Дорогомиловской заставы до площади Революции. Большая Дорогомиловская улица, Смоленская улица, Арбат, улица Коминтерна, Манежная улица, площадь Революции (обратно через Охотный ряд и Моховую). И маршрут № 3 Дорогомиловская застава - Савёловский вокзал с 1937 года. Большая Дорогомиловская, Смоленская улица, Арбат, улица Коминтерна, одностороннее движение Манежная улица, площадь Революции; одностороннее движение Моховая улица, Охотный ряд; двусторонне движение Петровка, Каретный ряд, Садовая-Каретная, Каляевская, Новослободская улица. Строки ...мягкую спинку кресла в троллейбусе... не могли быть написаны ранее 1934 года.

- Сегодня вечером, ровно в половину десятого, потрудитесь, раздевшись донага, натереть этой мазью лицо и все тело.

- Луна в вечернем чистом небе висела полная, видная сквозь ветви клена. Липы и акации разрисовали землю в саду сложным узором пятен. Трехстворчатое окно в фонаре, открытое, но задернутое шторой, светилось бешеным электрическим светом.

- Маргарита рванула штору в сторону и села на подоконник боком, охватив колено руками. Лунный свет лизнул ее с правого бока. Маргарита подняла голову к луне...

- ...и действительно увидела Николая Ивановича, проживающего в нижнем этаже этого самого особняка. Луна ярко заливала Николая Ивановича.

- ...и между ветвями клена, хлестнувшими ее по лицу, перелетев ворота, вылетела в переулок.

- Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки.

- ...она не разбилась насмерть о старый покосившийся фонарь на углу...

- Третий переулок вел прямо к Арбату.

- ...у самого выхода на ослепительно освещенный Арбат, она немного промахнулась и плечом ударилась о какой-то освещенный диск, на котором была нарисована стрела.



Дорожные знаки образца 1937 года. Из журнала «За рулем» № 24 1937 года. Фраза освещенный диск, на котором была нарисована стрела не могла быть написана ранее 1937 года, ибо такого знака раньше просто не было.

- Она пересекла Арбат, поднялась повыше, к четвертым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами.

- В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие...

Итак...

Негусто, но основное, что можно вынести из всех перечисленных мною здесь вариантов романа, - ориентацию, а, следовательно, и местонахождение арбатского особняка Маргариты, Михаил Афанасьевич не менял никогда, ибо лунный свет всегда падает на Маргариту когда она ложится или садится на подоконник. Лунный свет всегда, судя по тексту, или освещает Маргариту Николаевну, или лижет ее с правого бока.

Мало того, Михаил Афанасьевич был вынужден сдвинуть время, когда Маргарита Николаевна вылетела из окна своего особняка с 23:00 на 22:00, именно ради красного словца, что бы лунный свет не освещал Маргариту Николаевну, а именно лизнул ее с правого бока.

Воспользовавшись калькулятором фаз Луны достаточно несложно понять, в какой фазе находилась луна в то или иное время. Далее, выяснить восход и заход Луны в заданном населенном пункте и азимут восхода и захода Луны уже не представляется неразрешимой задачей. Поскольку интересует месяц май ...этого страшного майского вечера... и полнолуние ...с пятницы на субботу..., совершенно очевидно, что таких полнолуний выпадавших на майскую субботу за время написания романа в Москве было только два.

И еще, - огромное спасибо Евгении Шаровой за ликбез в области астрономии и понимании механики движения ночного светила.



В любом случае, в майское полнолуние луна встает над Москвой юго-востоке. Зная угловую скорость - четверть градуса в минуту, достаточно просто определить азимут луны на 10 часов вечера в пятницу.



Лично мне больше нравится пятница 13-е, но концептуально разница в три угловых градуса мало на что влияет, в любом случае, луна в 22:00 вечером пятницы была на юго-юго-востоке Москвы.

Собственно говоря, я подвожу вот к какой мысли. Был в сети роман Альфреда Николаевича Баркова «Мастер и Маргарита: Альтернативное прочтение», там в главе XXV «Готический особняк Маргариты» Альфред Николаевич делает такой вывод: ...зная, что в полнолуния по вечерам луна бывает только на востоке, сделать вывод о том, что трехстворчатое окно находится в восточной части дома, совсем нетрудно. Но, весь фокус именно в том, что в майское полнолуние луна появляется над Москвой на юго-востоке, что ломает всю весьма стройную и интересную версию, а к полуночи луна перемещается к югу.



Улица Спиридоновка дом 17. Особняк Зинаиды Морозовой построен Шехтелем в 1893-1898 годах в неоготичесом стиле. «Особняк Маргариты» по версии Альфреда Николаевича Баркова.



Вот так будет выглядеть тень в 22:00 от особняка по адресу улица Спиридоновка дом 17. В данной ситуации речи о том, что ...лунный свет лизнул ее с правого бока... , не может быть вообще. Фасад особняка в это время полностью находится в тени. Жалко, что сейчас подискутировать с Альфредом Николаевичем уже невозможно...

Опять же, Спиридоновка улица, а не переулок...

Причем показателен еще один момент, Альфред Николаевич в одном из интервью говорит, что год, месяц и день смерти Мастера Булгаков не только наметил с помощью всевозможных подсказок – скрытых временных меток, вплоть до дат полнолуния и солнечного затмения, но и задублировал эту информацию так, что ошибиться невозможно: это 19 июня 1936 года, день смерти Горького. Но, 19 июня 1936 года в Москве было новолуние, а не полнолуние, полнолуние было 4 июня 1936 года...



Малый Власьевский переулок, дом 12. Особняк Коровина постройки 1903 года, архитектор Иван Гаврилович Кондратенко. Говорят, незадолго до своей кончины жена Булгакова Елена Сергеевна рассказывала о географических прообразах адресов романа и назвала дом 12 в Малом Власьевском переулке как «особняк Маргариты».



В 22:00 часа лунная тень полностью закрывает фасад дома 12 в Малом Власьевском переулке. На роль «особняка Маргариты» этот особняк не годится.



Староконюшенный переулок, дом 14. Особняк Филимонова постройки 1914 года, архитектор Василий Сергеевич Кузнецов. Версию, что это «особняк Маргариты» высказывал советский и российский журналист, писатель и москвовед Лев Ефимович Колодный.



Опять, лунная тень в десять вечера закрывает фасад особняка...



Улица Остоженка, дом 21. Особняк А. И. Кекушевой построен в 1901-1903 годах архитектором Львом Николаевичем Кекушевым в стиле модерн.



Не знаю, кому принадлежит эта версия, но в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» героиня живет именно в этом особняке.



И снова лунная тень закрывает фасад особняка...

А теперь попробуем вычислить, как должен был расположен «особняк Маргариты», зная что в десять вечера, а если быть уже совсем точным, то в промежутке от 21:57 до 22:00, луна должна освещать Маргариту Николаевну, а, следовательно, и фасад особняка. В первом приближении, фасад особняка должен выходить на юг, ибо луна находится в это время на юго-юго-востоке Москвы.

Далее, очень информативной выглядит на самом деле фраза, - ...села на подоконник боком, охватив колено руками. Лунный свет лизнул ее с правого бока. Маргарита подняла голову к луне... Информативность этой фразы заключается в следующем, - взгляд Маргариты Николаевны направлен прямо на луну, или на юго-юго-восток, ибо для двух человеческих глаз угол обзора по горизонтали равен почти 190 градусам, и, практически, в любом другом случае, Михаил Афанасьевич должен был употребить иную формулировку, - повернула голову. Эта, на первый взгляд, ничего не значащая фраза, несколько уточняет ориентацию особняка, - плоскость его фасада, опять же, в первом приближении, находится по линии северо-запад - юго-восток, а фасад особняка смотрит на юго-запад.

И еще одна загадочная фраза, уже из эпилога романа, - окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого - готический особняк... Назвать боком фасад, - уму не постижимо, а вот предположить, что фонарь расположен несимметрично по отношению к оси фасада и находится ближе к правому торцу здания, - вполне допустимо. Тогда получается, что и правый торец здания окрашен луною..., что еще раз подтверждает, фасад особняка направлен на юго-запад.

Таких переулков, расположенных южнее Сивцева Вражка и орентированных с северо-запада на юго-восток, на самом деле менее десятка, - Гагаринский, Большой и Малый Могильцевский, Пречистенский, Чистый, Чертольский, Хрущевский и Малый Левшинский.

Поискать в этом районе небольшой двухэтажный особняк с пятью комнатами на этаже, с решеткой перед садом на четной стороне переулка и с несимметричной к оси фасада башней с фонарем и трехстворчатым окном, - дело на пару часов.

Конечно, можно было тут налить воды, живописуя поиски особняка, но не буду этого делать, - вот он, - особняк еще цел до сих пор. Я скажу вам адрес, укажу дорогу.



Пречистенский переулок, дом 10. Особняк Марии Фёдоровны Якунчиковой построенный в 1899-1900 годах по проекту архитектора Вильяма Францевича Валькота в стиле модерн.

Между прочим, изначально переулок назывался Мёртвый. Ай да Булгаков! Ай да сукин сын!



Здесь луна полностью освещает фасад особняка и его правый торец,- «лунный тест» пройден.

И, обратите внимание, перед особняком установлен газовый уличный фонарь, использовавшийся в Москве со второй половины XIX века.



Фотография и описание особняка из архитектурного и художественно-технического журнала «Зодчий» № 1 от 5 января 1903 года.

Дом господина Якунчикова в Мертвом переулке‚ в Москве, построен Московским Торгово-Строительным Обществом в 1900 году по проекту и под наблюдением архитектора Виллиама Валькота. Как снаружи, так и внутри дом обработан в современном, но спокойном стиле; прямая линия преобладает везде.

Постройка обошлась около 80.000 рублей.

В первом этаже помещаются приемные комнаты и столовая с буфетом, сообщающаяся лифтом с подвалом, где находятся кухня, погреб и прочая.

Во втором этаже расположены спальни; в верхней части здания находится биллиардная образующая на фасад продолжение в виде «bow-window», в переводе с английского - «фонарь».

Небольшие комнаты по сторонам черной лестницы имеют меньшую высоту, и предназначены для прислуги.

Скульптурные украшения на фасаде сделаны из тесаного камня и выполнены московской фирмой Гладкова и Козлова; майолики исполнены в мастерской С.И.Мамонтова.


P.S. - О, как я угадал! О, как я все угадал!

P.P.S. А женская головка на воротах особняка - это Лорелея.

«В древние времена в сумерки и при лунном свете на скале Лурлей появлялась девушка, которая пела столь обольстительно, что пленяла всех, кто ее слушал. Многие пловцы разбивались о подводные камни или погибали в пучине, потому что забывали о своей лодке, и небесный голос певицы-волшебницы как бы уносил их от жизни».

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
sir_roof
Dec. 9th, 2016 10:22 pm (UTC)
Интересный пост. И мысль свериться с фазами луны тоже хороша.
Единственное, что мешает принять концепцию - то, что у Булгакова особняк готический, а творение Валькота - чистейший модерн.
leonovvaleri
Dec. 10th, 2016 08:50 am (UTC)
...особняк готический..
В чистом виде готический особняк, я думаю, в Москве вообще нельзя найти. В той или иной мере это все равно стилизация. И еще, - раз Булгаков употребил это слово, надо крепко поломать голову, какая связь с готикой тут присутствует. На мой взгляд, идея башни, ни что иное как стилизация средневекового или готического донжона, что уже совершенно однозначно можно рассматривать как принадлежность особняка к готическому стилю.
sir_roof
Dec. 11th, 2016 09:23 am (UTC)
Re: ...особняк готический..
Ну, если рассматривать любую башню (вплоть до колокольни, водокачки и пожарной каланчи) как воплощение донжона - то да. Хотя это уже толкование, на мой взгляд, чересчур широкое.
leonovvaleri
Dec. 11th, 2016 10:17 am (UTC)
Re: ...особняк готический..
В любом случае, в Москве нет ни одного готического особняка, только московский Кремль без всяких натяжек можно отнести к готике. Все остальное, - либо неоготика, либо стилизация под готику. А вот если посмотреть на итальянское слово Gótico, собственно говоря, откуда и пошло изначально название стиля, - имеем в переводе необычный и варварский. Необычный мне нравится)...
sir_roof
Dec. 11th, 2016 10:22 am (UTC)
Re: ...особняк готический..
Что касается Кремля, то за исключением Никольской башни и некоторых декоративных элементов на Боровицкой, лично я готики там просто не вижу. Видимо, у нас разные представления об этом стиле. )
leonovvaleri
Dec. 11th, 2016 10:31 am (UTC)
Re: ...особняк готический..
Ну, вот, если Вы даже Кремль не относите к этому архитектурному стилю, значит в Москве его вообще нет. А рассудить этот спор может только Михаил Афанасьевич, я только попробовал решить логическую задачку, которую он загадал, получилось или нет, - не мне судить)...
sir_roof
Dec. 11th, 2016 10:33 am (UTC)
Re: ...особняк готический..
Нет, сама попытка решения задачи мне понравилась. Получилось интересно.
leonovvaleri
Dec. 11th, 2016 10:50 am (UTC)
Re: ...особняк готический..
Спасибо. Особняком больше, - особняком меньше... Здесь еще фокус вот в чем. После получения ответа на загадку, что ответ нам дает, - только адрес или еще некие бонусы, которые позволяют взглянуть на роман несколько по другому. В данном случае, это старое название переулка - Мертвый переулок, что уже хорошо и тема Лорелеи, которая сидит на скале освещаемая лунным светом, если начать подробно смотреть на эту легенду, - это ни что иное, как отношения Маргариты и Мастера.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

Электричой из Москвы...
anothercity
Другая Москва
Website

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com