evge_chesnokov (evge_chesnokov) wrote in anothercity,
evge_chesnokov
evge_chesnokov
anothercity

Categories:

Фотопроект «Город на память». 294. МОЖД-МЦК. Лефортово - Нижегородская

Девятый эпизод путешествия по МЦК

Измайловский парк был последней туристической достопримечательностью на нашем пути, «Ласточка» на полном ходу влетает в брутальную индустриальную зону. Но ведь Окружная дорога и строилась в первую очередь для грузоперевозок и «Лефортово» - одна из станций, на которую доставлялось сырьё для московской промышленности.

00. МОЖД. Лефортово. 24.09.16.01...jpg

01. МОЖД. Лефортово. 24.09.16.25.ул.Уткина..jpg

Не ищите на схеме МЦК пассажирскую станцию с таким названием, архитектурный ансамбль исторической станции «Лефортово» находится на перегоне «Соколиная гора» - «Шоссе Энтузиастов».

03. МОЖД. Лефортово. 1979...jpg
Пути станции «Лефортово». 1979 год: https://pastvu.com/p/22828

01. МОЖД. Лефортово. 24.09.16.04..jpg

На первый взгляд станционный городок выглядит вполне аутентичным эпохе создания Московской Окружной железной дороги. Но, если подойти поближе и присмотреться, по кирпичам можно определить новоделы, лишь стилизованные под старинные постройки. От оригинальных зданий сохранились вокзал и жилой дом 5 типа (улица Уткина, № 40), в котором находились квартиры для телеграфистов, сигналистов, сцепщиков, помещения для жандарма, сторожа. Узнать больше о станции «Лефортово» и других станциях МОЖД можно из статей Юрия Егорова на сайте «Узнай Москву»: http://um.mos.ru/houses/stantsiya_lefortovo_mozhd/

04. МОЖД. Лефортово. 24.09.16.02..jpg

Вокзал с разных ракурсов

06. МОЖД. Лефортово. 24.09.16.17..jpg

07. МОЖД. Лефортово. 24.09.16.07..jpg

08. МОЖД. Лефортово. 24.09.16.08..jpg
Жилой дом 5-го типа

02. МОЖД. Казарма на Владимирском шоссе. 1907...jpg
Казармы служащих Окружной железной дороги у Владимирского шоссе. 1907 год: https://pastvu.com/p/10267 В 2012 году казармы не стали непреодолимым препятствием для прокладки автомобильной магистрали и были снесены, однако вскоре воссозданы на новом месте, чуть левее вокзала (на фото внизу).

09. МОЖД. Лефортово. 24.09.16.03..jpg

11. МОЖД. Лефортово. 24.09.16.20..jpg
В 1965 году на железной дороге возвели пост электрической централизации (улица Уткина, № 40Б), который уже в наши дни стилизовали и выкрасили под старину. В том же стиле на станции выполнены и три служебных постройки, напоминающие сторожки. По инсайдерской информации, такая любовь к эстетике модерна возникла в процессе согласования сноса здания казармы как попытка «откупиться» от Мосгорнаследия. Так или иначе, но нынешний станционный городок выглядит вполне симпатично (примерно как Измайловский кремль из предыдущего сюжета, не имеющий никакого отношения к истории русской архитектуры).

10. МОЖД. Лефортово. 24.09.16.16..jpg

Современные стилизации под исторические здания МОЖД

12. МОЖД. Лефортово. 24.09.16.23..jpg

13. МОЖД. Лефортово. 24.09.16.12..jpg

14. МОЖД. Лефортово. 24.09.16.22..jpg

14. МЦК. Шоссе Энтузиастов. 10.10.16.01..jpg
Станция МЦК «Шоссе Энтузиастов»

18. Гаражная ул. д6. 24.09.16.01..jpg
Промышленная застройка Гаражной улицы

15. Гаражная. ЖК Золотая звезда. 24.09.16.01..jpg
Жилой комплекс «Золотая звезда» строится на месте автотранспортного предприятия

16. Просп Буденного. д53с2. 24.09.16.01..jpg
Компьютерный центр «Будёновский» разместился в корпусах автокомбината № 2, здания построены в 1951 году

19. Шоссе Энтузиастов. трамваи. 24.09.16.02..jpg

20. Ш.Энтузиастов 31. Электрод. 10.10.16.01..jpg

На внешней стороне МЦК за эстакадами находится Московский Электродный завод, о котором писал справочник «Архитектура авангарда»: «Конец 1920-х - начало 1930-х годов. Архитектор неизвестен. Протяженное промышленное здание с динамичной композицией уличного фасада, с закруглённой четырехэтажной угловой частью. Контраст ленточных окон цилиндрической части с вертикальными окнами лестничных клеток подчёркнут горизонтальными поясками и аттиком. Основной корпус, тянущийся вдоль улицы, - трехэтажный, с окнами, горизонтальность которых акцентирована поясками».

21. Шоссе Энтузиастов. д31. 24.09.16.01..jpg

23. Шоссе Энтузиастов. д46. 04.06.16.03..jpg

Старинное Владимирское шоссе в 1919 году по инициативе Луначарского было переименовано в шоссе Энтузиастов. В советские годы участок возле МОЖД был плотно застроен заводами, фабриками и зданиями НИИ, среди которых внезапно обнаруживается довольно большой Владимирский пруд. Этот водоём встречается на картах ещё XVIII века, позднее назывался прудом Хлудова, а сейчас за продолговатую форму прозван местными жителями «Огурцом».

22. Владимирский пруд. 10.10.16.01..jpg

27. Шоссе Энтузиастов. д29. 26.09.16.02ш..jpg

28. Шоссе Энтузиастов. Рабочий. 06.10.16.03..jpg
Памятник «Рабочий» (1960-е годы, скульптор Г.Нерода) возле НИИ на шоссе Энтузиастов

29. Шоссе Энтузиастов. авария. 1987...jpg
Авария на газовой магистрали. 1987 год: https://pastvu.com/p/17232 Фото из учебника «Москвоведение» для 8-10 классов. Почти напротив этого памятника на противоположной стороне шоссе Энтузиастов 19 января 1987 году произошла авария на газовой магистрали. Городские власти не реагировали на сообщения прохожих о сильном запахе газа, а к вечеру прогремел взрыв, погибли люди.

25. Шоссе Энтузиастов. д42с1. 24.09.16.01..jpg

Солидный административный корпус (шоссе Энтузиастов, № 42с1) украшен лепниной, сейчас здание находится в ведении Федеральной таможенной службы.

26. Шоссе Энтузиастов. д42с1. 24.09.16.03..jpg

30. Шоссе Энтузиастов. д36. 06.10.16.01..jpg

Шоссе Энтузиастов, № 36 - Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт (ВНИГНИ). Ещё в 1939 году было принято постановление Совнаркома об образовании Московского геологоразведочного треста, а в 1947 году открылся его филиал на шоссе Энтузиастов. Здание построено по проекту архитекторов Л.Веснина и В.Веснина. В задачи учреждения входили поисковые работы на нефть и горючие газы, проведение научно-исследовательских работ. Сейчас ВНИГНИ - головной институт Федерального агентства по недропользованию, определяющий направления геологоразведки в разных регионах.

31. Шоссе Энтузиастов. д36. 06.10.16.02..jpg

32. Ул.Буракова. Первый субботник. 06.10.16.02.jpg
На улице Буракова возле локомотивного депо «Москва-Сортировочная» установлен памятник пролетариям-участникам первого коммунистического субботника, которые по окончании рабочего времени оставались ремонтировать паровозы. Благодаря Владимиру Ленину, который назвал эту инициативу «великим почином», идея трудиться бесплатно на благо общества захватила всю страну. В годы Гражданской войны трудовой героизм рабочих был объясним желанием помочь фронту, ну а в мирное время всенародные субботники стали досадной необходимостью и вызывали иронию. В последние годы Советского Союза «великий почин» трансформировался в весеннюю уборку дворов и благоустройство территории. В 1980-е годы мне запомнился субботник в Останкинском телецентре, когда сотрудники аппаратной двигали мебель и искали крысиные норы (грызуны любили полакомиться кабелями).

32. Улица Буракова. д8. Ленин. 10.10.16.03..jpg
Там же, на улице Буракова, можно увидеть очень странный памятник Ленину, как будто к классической скульптуре приделаны непропорционально большие руки.

33. Просп.Будённого. д32. 06.10.16.02..jpg
Проспект Будённого, № 32 - бывший клуб ДОРПРОФСОЖа (ДК имени Ленина Московско-Рязанской железной дороги), ныне - Центр досуга и культуры «Соколиная гора» построен в 1928-1930-е годы в стиле постконструктивизм по проекту архитектора Георгия Гольца.

34. 3я ул. Соколиной Горы. д21. 06.10.16.01..jpg
Сказочный корабль пришвартовался на детской площадке на 3-й улице Соколиной горы

35. МЦК. Андроновка. 25.09.16.02..jpg

Следующая станция МЦК - «Андроновка». С неё можно перейти на платформу «Фрезер» Казанского направления, которая открылась для пассажиров в 1932 году, одновременно с вводом в эксплуатацию завода «Фрезер».

36. МЦК. Андроновка. 25.09.16.04..jpg

37. МЦК. Андроновка. 25.09.16.01..jpg

38. Платформа Фрезер. 25.09.16.01..jpg

39. Платформа Фрезер. 25.09.16.03..jpg

40. Завод Фрезер. Строительство. 1931...jpg
Строительство завода «Фрезер». 1931 год: https://pastvu.com/p/80355 Завод «Фрезер», производивший стандартный и специальный режущий инструмент для различных отраслей, в том числе и высокоточный инструимент для часовой и приборостроительной промышленности, пополнил список усопших столичных предприятий. Некролог опубликован на сайте: http://sovprom.info/tool-industry/mizik.html

41. Шоссе Фрезер 10. Станкин. 25.09.16.01..jpg
Молодёжь осваивала азы профессии в Московском инструментальном техникуме, позднее - МГТУ «Станкин» (шоссе Фрезер, № 10).

42. МОЖД. Андроновка. 1907...jpg
Станция «Андроновка». 1907 год: https://pastvu.com/p/45172
Ещё в начале ХХ века, словно предвидя грядущий индустриальный бум, здесь спланировали размещение крупнейшей станции МОЖД «Андроновка». Территориально она не совпадает с одноимённой станцией Московского центрального кольца и, чтобы осмотреть старинные постройки, придётся пройти по тропе вдоль путей или подъезжать с противоположной стороны по Андроновскому шоссе.

44. МОЖД. Андроновка вокзал. 25.09.16.03..jpg

От оригинальных построек остался вокзал, в котором некогда располагались пассажирский зал – общий для всех классов, контора начальника станции и телеграф. На фото - здание вокзала с разных сторон.

43. МОЖД. Андроновка вокзал. 25.09.16.01..jpg

45. МОЖД. Андроновка вокзал. 25.09.16.05..jpg

46. МОЖД. Андроновка1. 25.09.16.01..jpg
Как сообщает сайт «Узнай Москву» http://um.mos.ru/houses/stantsiya_andronovka_mozhd/ : «В жилом доме 3-го типа (Андроновское шоссе, 7) располагались квартиры станционных служащих: начальника станции и его помощника, составителей поездов, телеграфистов. Дом был изуродован в ходе «реставрации» построек Окружной к столетнему юбилею дороги. Его сложная изящная кровля с выступающими деревянными балками и карнизами заменена простейшей четырёхскатной крышей, вместо оригинальных оконных и дверных заполнений установлены дешевые пластиковые стеклопакеты».

Если быть более внимательным, за деревьями можно обнаружить сторожевой дом, а вот водонапорная башня осталась только на фотоснимках: 1999 год: https://pastvu.com/p/26229

48. МОЖД. Андроновка. водонапорная башня. 1999..jpg

47. МОЖД. Андроновка2. 25.09.16.01..jpg
А это новодел-стилизация

49. Андроновка. река Нищенка. 25.09.16.01..jpg

Речка Нищенка и пожарная автоцистерна ЗИЛ на Андроновском шоссе

50. Андроновское ш. пожарная ЗИЛ. 25.09.16.01..jpg

51. МЦК. Нижегородская. 25.09.16.02..jpg

Следующая станция МЦК «Нижегородская» находится на пересении с автомагистралью, там, где Нижегородская улица заканчивается и начинается Рязанский проспект. На железнодорожной платформе «Карачарово» возможна пересадка в электрички Горьковского направления.

52. МЦК. Нижегородская. 25.09.16.01..jpg

53. МЦК. Нижегородская. 25.09.16.05..jpg

54. МЦК. Нижегородская. 25.09.16.04..jpg

55. МЦК. Нижегородская. 25.09.16.03..jpg

56. Платформа Карачарово. 1960...jpg
Платформа Карачарово. 1960 год: https://pastvu.com/p/320428

57. Платформа Карачарово. 25.09.16.01..jpg

58. Платформа Карачарово. 25.09.16.05..jpg

59. Платформа Карачарово. 25.09.16.04..jpg

60. Карачарово. переезд. 1953...jpg
Переезд через железнодорожные пути сохранился до наших дней. 1953 год: https://pastvu.com/p/37546

61. Рязанский прт. храм Троицы. 25.09.16.01..jpg

От переезда видны все немногочисленные местные достопримечательности - храм Троицы Живоначальной в Карачарове да торговый комплекс в бывшем цеху Карачаровского механического завода. Троицкая церковь, построенная в 1774 году, в советский период была закрыта для богослужений и использовалась как цех экспериментально-механического завода швейной промышленности. В 1993 году возрождённый храм вернули верующим, восстановив также снесённую до первого яруса колокольню.

62. Церковь Троицы в Карачарово. 1910...jpg
Церковь Троицы в Карачарово. 1910 год: https://pastvu.com/p/221620

63. Церковь Троицы в Карачарово. 1987...jpg
Церковь Троицы в Карачарово. 1987 год: https://pastvu.com/p/303951 Автор: Андрей Агафонов

64. Рязанский прт. храм Троицы. 25.09.16.04..jpg

65. Рязанский прт. храм Троицы. 25.09.16.02..jpg

66. МЦК. Нижегородская. 25.09.16.09..jpg
Здесь строятся новые станции Московского метрополитена «Нижегородская улица» и «Карачарово».

67. Нижегородская. Сакко Ванцетти. 26.09.16.01..jpg
Нижегородская улица, № 102. Московская фабрика нетканых материалов имени Сакко и Ванцетти

68. Нижегородская улица. 25.09.16.01..jpg

Заброшенный путепровод, по которому проходила соединительная ветвь Москва-Товарная Нижегородского направления - Угрешская

69. МЦК. Нижегородская. 26.09.16.01..jpg

Следующая остановка на станции МЦК «Новохохловская»...

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886
Tags: Москва, районы
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment