evge_chesnokov (evge_chesnokov) wrote in anothercity,
evge_chesnokov
evge_chesnokov
anothercity

Categories:

Фотопроект «Город на память». 297. МОЖД-МЦК. ЗИЛ - Лужники

Для безопасности горожан подходы к железнодорожным путям МЦК огорожены прозрачными сетчатыми заборами, а на некоторых участках установлены пятиметровые шумозащитные экраны. Сейчас старая дорога рождается заново и со временем за окнами электропоезда мы увидим совсем другой ландшафт. Но уходящая индустриальная натура это тоже часть истории нашего города.

00. МЦК. 14.09.16.01..jpg

05. ЗИЛ. корпуса. 23.07.15.18..jpg

В 1990-е годы с развалом прежних экономических связей ЗИЛ «посыпался», производство автомобилей сокращалось, а потом конвейер и вовсе остановился. На месте снесённых заводских корпусов строятся спортивно-развлекательный квартал «Парк Легенд» и жилой комплекс «ЗилАрт». В память об автомобильном заводе одна из станций МЦК названа «ЗИЛ». С её платформы открывается панорама масштабного строительства на бывшей заводской территории.

01. МЦК. ЗИЛ. 26.09.16.08..jpg

02. МЦК. ЗИЛ. 26.09.16.06..jpg

03. МЦК. ЗИЛ. 26.09.16.07..jpg

07. МЦК. ЗИЛ. 25.09.16.05..jpg

06. ЗИЛ. корпуса. 23.07.15.22..jpg

04. ЗИЛ. 27.07.16.09..jpg

08. МЦК. ЗИЛ. 16.09.16.01...jpg

Мимо зиловских руин электропоезд отправляется дальше, через Москву-реку к станции МЦК «Верхние Котлы».

09. МОЖД. Алексеевский мост. Даниловский. 1907...jpg
Алексеевский мост. 1907 год: https://pastvu.com/p/27648

Трёхпролетный железнодорожный мост через Москву-реку построен в 1905-1907 годах по проекту инженеров Н.Белелюбского и Н.Богуславского. Первоначальное название - Алексеевский - в честь наследника престола цесаревича Алексея в советские годы как-то не прижилось и мост переименовали в Кожуховский. К 1999 году старый мост был уничтожен и на его месте введён в эксплуатацию современный мост под новым названием - Даниловский.

11. МЦК. ЗИЛ. 26.09.16.05..jpg

10. Москва река. 10.08.13.150..jpg

13Б. Варшавское шоссе. 26.09.16.01..jpg
Затем «Ласточка» по путепроводу пересекает Варшавское шоссе

13А. Варшавское шоссе. д16. 1962...jpg
Варшавское шоссе, вид с насыпи МОЖД. 1962 год: https://pastvu.com/p/413631 Автор: Н.Кулешов

15. МЦК. Верхние котлы. 16.09.16.02..jpg

16. МЦК. Верхние котлы. 16.09.16.03..jpg

Станция МЦК, расположенная возле Варшавского шоссе, получила довольно экзотическое название - «Верхние Котлы». Такое название носила деревня, вошедшая в состав Москвы в 1932 году. Первое упоминание этой местности относится к концу XIV века, когда через неё проходили русские войска, направлявшиеся биться на Куликово поле.

Позднее Верхние Котлы славились помещичьими садами, крестьяне занимались сельским хозяйством и извозом, а москвичи облюбовали эти места для дачного отдыха. К концу XIX века пейзанскую идиллию нарушили промышленники, построив шёлкокрутильную фабрику торгового дома «Катуар и сыновья» (1896), кирпичный завод З.Якобсона (1899) и другие предприятия. Запуск движения по Московской Окружной железной дороге стимулировал индустриальное развитие района.

17. МОЖД. Варшавка. Верхние Котлы. 1933 1940...jpg
Окружная дорога на пересечении с Варшавским шоссе. 1933-1940 гг.: https://pastvu.com/p/499784

18. МОЖД. Верхние Котлы. прочность моста. 1907 1908...jpg
Испытание моста на прочность. 1907-1908 гг.: https://pastvu.com/p/42642

20. Варшавское ш. д25. Фабрика им Калинина. 1922 1932...jpg
Камвольная прядильня имени М.И.Калинина. 1922-1932 гг.: https://pastvu.com/p/292990 Камвольно-прядильная фабрика имени М.И.Калинина (Варшавское шоссе, № 25А) была открыта ещё до революции как «Шерсточесальная и прядильная фабрика Товарищества Даниловской камвольной прядильни». В наши дни производство свёрнуто, на территории разместился бизнес-центр. От прежних времён сохранился памятник Михаилу Калинину (1949, скульптор Н.Саркисов).

21. Калинин. 29.05.14.01...jpg

22. МузТВ. Дима Билан. 29.05.14.11..jpg
Дима Билан на съёмках клипа в студии Муз-ТВ в помещении бывшей прядильной фабрики

23. Варшавское д27. Завод Калинина. 16.09.16.01..jpg
Варшавское шоссе, № 27 - здание 1910 года постройки, бывший Дом культуры фабрики имени Калинина

24. Варшавское шоссе. д23. 16.09.16.01..jpg
Варшавское шоссе, № 23 - казармы Даниловской камвольной прядильни 1896 года постройки, в советское время - общежитие фабрики имени Калинина, сейчас - Московская академия экономики и права.

25. Варшавка. стадион Труд. 1955...jpg
Стадион «Труд». 1955 год: https://pastvu.com/p/91779

28. Варшавское д14с1. стадион Труд. 16.09.16.06..jpg

26. Варшавское д14с1. стадион Труд. 16.09.16.04..jpg

27. Варшавское д14с1. стадион Труд. 16.09.16.02..jpg

Варшавское шоссе № 14с1, Дворец водного спорта и стадион «Труд». На стадионе, основанном в 1928 году, проходили тренировки и соревнования по самым разным видам спорта. Сейчас здесь можно увидеть даже американский футбол, в общих чертах напоминающий регби.

29. Стадион Труд. Американский футбол. 29.09.12.03...jpg

30. Стадион Труд. Американский футбол. 29.09.12.19...jpg

31. Американский футбол. 29.09.12.доп.22..jpg

На заднем плане одноэтажное здание стрелкового тира, а за ним Московская церковь евангельских христиан-баптистов, которые в 1992 году выкупили территорию детского сада и отстроили на участке несколько новых зданий.

32. Варшавское шоссе. д16. 16.09.16.01..jpg
Строительная площадка гостиницы с апартаментами

33. МЦК. Крымская. 19.09.16.01..jpg

Следующая станция МЦК «Крымская» находится на пересечении с Севастопольским проспектом

34. МЦК. Крымская. 19.09.16.02..jpg

35. Загородное шоссе. д15. 19.09.16.01..jpg
А это уже Загородное шоссе, № 15к1 - жилой дом 1956 года постройки. Загородный путепровод сооружён над путями МОЖД в 1953 году вместо старого Якунчиковского путепровода.

36. Загородный путепровод. 19.09.16.01..jpg

37. Загородное шоссе. 23 автокомб. 19.09.16.03..jpg
Памятник водителям-воинам, водителям-труженикам установлен у ворот автокомбината № 23 Мосстройтранса (бывшая Автобаза № 3) в 1988 году. На фронт ушло 330 сотрудников автобазы, 299 человек с войны не вернулось. Автомобиль ЗиС-5В 1942 года с деревянной кабиной был отреставрирован известным коллекционером Александром Ломаковым. Этот памятник - всё, что осталось от автопредприятия, которое было снесено для постройки торгово-развлекательного центра «Рио».

39. Малое кольцо. Канатчиково. 23.12.14.00..jpg

Впереди очередная и последняя на нашем пути историческая станция Московской Окружной железной дороги - «Канатчиково». Название местности происходит от фамилии купца Канатчикова, владевшего в середине XIX века дачной усадьбой. Когда в 1894 году здесь открылась больница для душевнобольных, в народе её стали называть «Канатчикова дача», хотя официально клиника носила имя инициатора строительства Николая Алексеева, а в советское время - врача-психиатра Петра Кащенко. Архитектором ансамбля стал Леонид Васильев.

38. Алексеевская больница. Кащенко. 1913 1914...jpg
Алексеевская больница. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/10950

40. МОЖД. Канатчиково. 19.09.16.09..jpg

Вокзал станции «Канатчиково» представляет собой двухэтажное здание с полуколоннами, арочными окнами, карнизами и двумя изображениями львиных голов по сторонам от входных дверей. Над входом установлена табличка с указанием высоты станции над уровнем моря – 66,30 саженей. Перед вокзалом сохранилась пассажирская платформа с пакгаузом и подлинными фонарями 1908 года. Подробности можно узнать в статье Юрия Егорова на сайте: http://um.mos.ru/houses/stantsiya_kanatchikovo_mozhd/

41. МОЖД. Канатчиково. 19.09.16.01..jpg

42. МОЖД. Канатчиково. 19.09.16.03..jpg

43. МОЖД. Канатчиково. 19.09.16.02..jpg

44. МОЖД. Канатчиково. 19.09.16.04..jpg

45. МОЖД. Канатчиково. 19.09.16.10..jpg
В Канатчиковском переулке сохранился жилой дом 3-го типа со служебными квартирами железнодорожников - телеграфистов, сигналистов, сцепщиков. Не так давно здесь квартировало отделение милиции, а затем в социальной гостинице ночевали иностранцы-нелегалы с малолетними детьми.

46. МОЖД. Канатчиково. 19.09.16.11..jpg
Путевая полуказарма находится на промышленной территории и выглядит заброшенной

47. МОЖД. Канатчиково. 19.09.16.08..jpg
Пожарный сарай (перестроенный)

48. МОЖД. Канатчиково. 19.09.16.07..jpg
Отхожее место. В кадр не попали неопознанные под сайдингом жилой дом 2-го типа и пост центрального управления стрелками и сигналами.

50. МОЖД. Канатчиково. ТЭЦ. 1987.jpg
Канатчиково. ТЭЦ-20. 1987 год: https://pastvu.com/p/326662

49. МОЖД. Канатчиково. лесобаза. 1980 1983...jpg
Канатчиково. Лесобаза. 1980-1983 гг.: https://pastvu.com/p/49531

51. МОЖД. Путепровод на Вавилова. 2000...jpg
МОЖД. Путепровод на Вавилова. 2000 год: https://pastvu.com/p/26409 Автор: Ермаков С.Н. Старый путепровод над МОЖД был демонтирован при прокладке Третьего транспортного кольца, при этом и автомобильная трасса, и железнодорожные рельсы оказались спрятаны в тоннель.

52А. МЦК. Площадь Гагарина. 10.09.16.00..jpg

«Площадь Гагарина» - единственная подземная станция Московского центрального кольца. С неё удобно сделать пересадку на станцию метро «Ленинский проспект». В 1960-е годы появилось решение возобновить пассажирские перевозки по МОЖД и в центре станции метро «Ленинский проспект» оставили задел под переход, ведущий к Окружной дороге. Но помехой послужил основной недостаток старых сооружений: мосты с низкими порталами не позволяли просто и дёшево электрифицировать трассу.

56. Метро Ленинский проспект. 10.09.16.01..jpg

52Б. МЦК. Площадь Гагарина. 10.09.16.07..jpg

53. МЦК. Площадь Гагарина. 10.09.16.01..jpg

54. МЦК. Площадь Гагарина. 10.09.16.09..jpg

55. МЦК. Площадь Гагарина. 10.09.16.10..jpg

52В. МЦК. Площадь Гагарина. 10.09.16.11..jpg

57. МЦК. Площадь Гагарина. 10.09.16.14..jpg

Городской достопримечательностью стал памятник Юрию Гагарину. Место для установки монумента выбрано не случайно - 14 апреля 1961 года первый космонавт был торжественно встречен в аэропорту Внуково, а затем кортеж отправился в центр столицы по Ленинскому проспекту. Авторы памятника - скульптор П.Бондаренко, архитекторы Я.Белопольский, Ф.Гажевский, конструктор А.Судаков - создали стелу, увенчанную титановой скульптурой Гагарина. Памятник открылся в 1980 году в канун Московской Олимпиады.

58. Гагарин. 17.06.07ац..jpg

59. Калуж. застава. Академия наук. 21.07.07..JPG

Строительство комплекса Академии наук СССР началось в 1974 году, но по разным причинам - недостаточное финансирование, сложные условия для устройства инженерно-технических коммуникаций, особые свойства грунтов на берегу Москвы-реки - затянулось до 1990 года. Комплекс представляет собой трёхэтажный подиум, на котором стоят два соединённых друг с другом высотных 22-этажных здания. Башни увенчаны декоративными металлическими конструкциями золотистого цвета, за что комплекс прозвали «золотые мозги».

60. Андреевский мост. 17.03.09.02.JPG
У подножия комплекса на вершине склона есть небольшая смотровая площадка (на фото - вид в сторону Хамовников), а по другую сторону Московского центрального кольца находится одно из самых привлекательных мест для пеших или велосипедных прогулок - Нескучный сад.

61. Москва река. 10.08.13.096..jpg

63. Нескучный сад. Летний домик. 10.08.16.03..jpg

62. Нескучный сад. ротонда 800 лет. 10.08.16.05..jpg

64. Нескучный сад. белка. 04.08.16.03..jpg

65. Сергиевский мост. 1908. наводнение...jpg
Сергиевский железнодорожный мост: https://pastvu.com/p/11920 Фотография снята во время большого наводнения в апреле 1908 года и наглядно иллюстрирует, зачем железнодорожный путь МОЖД поднят на высокую насыпь. Первоначально мост назывался Сергиевским в память о великом князе Сергее Александровиче, но после Февральской революции переименован в Андреевский.

В 1999 году при строительстве Третьего транспортного кольца старый мост инженера Лавра Проскурякова и архитектора Александра Померанцева сплавили на баржах к Парку Горького, а автомобили и электропоезда теперь выскакивают из Гагаринского тоннеля прямиком на современный мост, стоящий на новых опорах. Сейчас этот мост принято называть Новоандреевским.

66. Хамовнический Вал. 10.08.16.01..jpg

68. МОЖД. станция Кожухово. 27.07.16.06..jpg

Тепловозы на кольце стали редкостью, а вот «Ласточки» летают согласно заявленным интервалам - время ожидания электропоезда от 6 до 12 минут. Поезда состоят из пяти вагонов, общая длина всего состава достигает 130 метров. Система климат-контроля обеспечит комфортную температуру внутри салона в любое время года. Установленные по контуру дверей уплотнительные профили обеспечивают герметичность, не пропуская пыль и влагу. Пассажирские двери оборудованы кнопками на внешней и внутренней стороне вагона для открытия дверей по требованию пассажира в режиме готовности открытия по требованию.

Элементы потолка содержат интегрированное освещение, громкоговорители, цифровые табло для вывода информации для пассажиров, линии освещения и вентиляционные решётки для системы кондиционирования. На полках для ручной клади предусмотрены электророзетки на напряжение 220 В переменного тока, что позволяет во время следования производить подзарядку мобильных телефонов и прочих устройств. В головных вагонах поезда установлены санузлы с биотуалетами. Благодаря широким габаритам и бестамбурному исполнению вагонов удалось обеспечить пассажировместимость, которая при полном использовании пространства сравнима с пассажировместимостью двухэтажных вагонов, эксплуатирующихся в странах Европы. Максимальная вместимость поезда – 1200 пассажиров.

69. Подмосковная. Ласточка. 06.08.16.17..jpg

67. МКЖД. станция Лужники. 07.07.16.12..jpg

Собственно на этом путешествие вокруг столицы из Лужников в Лужники по Московскому центральному кольцу завершается. Электропоезд «Ласточка» проходит кольцо меньше, чем за полтора часа, которые можно провести гораздо увлекательнее, если знать историю Лужников, Стрешнево, Ростокино, Черкизово, Измайлово, Дубровки и других районов, через которые ещё в 1908 году была проложена железная дорога вокруг Москвы.

А что касается сохранившихся исторических построек, то в кадр попали 77 зданий, возведённых к 1908 году (из них 15 вокзалов, 36 жилых домов и казарм, 26 служебных построек). На самом деле старинных зданий больше, но какие-то остались неопознанными под современным камуфляжем, а некоторые расположены на закрытых ведомственных территориях.

70. МКЖД. перегоны. 07.07.16.04..jpg

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886
Tags: Москва, районы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments