evge_chesnokov (evge_chesnokov) wrote in anothercity,
evge_chesnokov
evge_chesnokov
anothercity

Categories:

Фотопроект «Город на память». 352. Шоссе Энтузиастов и «Серп и Молот»

Шоссе Энтузиастов начинается от Рогожской заставы и завершается в Балашихе, а это ни много, ни мало двадцать с лишним километров через промышленные зоны к Терлецкому лесопарку и мимо спального района дальше за МКАД. Это типичная советская индустриальная Москва и у горожан слово «энтузиасты» ассоциируется с трудовыми подвигами ударников производства. Но, на самом деле, Владимирское шоссе было переименовано ещё в 1919 году до постройки промышленных гигантов. По инициативе наркома просвещения Анатолия Луначарского шоссе назвали в память политкаторжан, следовавших в ссылку и на каторгу по Владимирскому тракту.

00. Шоссе Энтузиастов. 14.05.12.08...jpg

01. Бульвар Энтузиастов. 1940 1950...jpg
Бульвар Энтузиастов. 1940-1950 гг.: https://pastvu.com/p/52243

02. Бульвар Энтузиастов. 12.08.17.01..jpg

13. Бульвар Энтузиастов. 12.08.17.02..jpg
Это пока не шоссе, а бульвар Энтузиастов - небольшой участок трассы из центра на окраину с торговой площадью возле железнодорожной платформы «Серп и молот» и зелёным сквером на месте деревянной застройки. Добраться сюда можно на метро.

04. Метро. Римская. 12.08.17.02..jpg
Станция метро «Римская» Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена открыта 28 декабря 1995 года. Она названа в честь столицы Италии, спроектирована при участии итальянских архитекторов Джампаоло Имбриги и Андреа Куатрокки, но её размещение именно на Рогожке не очень понятно - здесь нет ничего связанного с замечательной страной, расположенной на Апеннинском полуострове.

Станционный зал оформлен скульптором Леонидом Берлиным и итальянскими художниками. В торце зала - композиция с единственным в столичном метро фонтаном, изображающая младенцев Ромула и Рема среди развалин. По легенде, правитель Древнего Рима Амулий повелел убить законных наследников и два младенца были брошены в корзине в воды Тибра. Однако корзину прибило к берегу и дети выжили, вскормленные волчицей. Месть - это блюдо, которое подают холодным. Спустя годы Ромул и Рем вернулись, отправили Амелия к праотцам и задумались об основании нового города. Кажется, история завершится хэппи-эндом, но вот тут горячие южные парни не на шутку повздорили, определяя локацию будущей столицы империи, и Ромул убил своего брата.

05. Метро. Римская. 12.08.17.04..jpg

06. Метро. Римская. 12.08.17.01...jpg

07. Метро. Площадь Ильича. 12.08.17.05..jpg
«Площадь Ильича» - станция Калининско-Солнцевской линии, открыта 30 декабря 1979 года. Массивные пилоны станционного зала облицованы красным мрамором и напоминают мавзолей. На сайте http://www.paleometro.ru/metro8.php приведены снимки раковин древних моллюсков, сохранившихся в мраморе. На торцевой стене размещён скульптурный портрет Ленина работы Николая Томского.

08. Метро. Площадь Ильича. 12.08.17.03..jpg

09. Метро. Площадь Ильича. 12.08.17.04..jpg

10. Рогожская Застава. Ленин. 19.08.17.01ш...jpg
Каменный Ильич установлен в сквере в 1967 году (скульптор Г.Иокубонис, архитекторы В.Чеканаускас, Б.Белозерский)

11. Площадь Ильича. 12.03.15.01...jpg
А рядом сохранилась куда более древняя достопримечательность - каменный верстовой столб 1783 года «От Москвы две версты». Подобные знаки были установлены в конце XVIII века на всех заставах города. Говорят, что на Дорогомиловской заставе можно обнаружить остатки ещё одного столба.

12. Бульвар Энтузиастов. верстовой. 12.08.17.02..jpg
Бульвар Энтузиастов, 2 - многофункциональный бизнес-центр Golden Gate кажется сильно увеличенной и несколько искажённой копией верстового столба.

14. Шоссе Энтузиастов. путепровод. 1920 1930...jpg
Шоссе Энтузиастов. Путепровод. 1920-1930 гг.: https://pastvu.com/p/53779 За путепроводом начиналась производственная зона № 23 «Серп и Молот».

16А. Шоссе Энтузиастов. 12.08.17.02..jpg
Новый железнодорожный путепровод Курского и Горьковского направлений Московской железной дороги построен в 1951 году по проекту инженера С.Терёхина и архитектора К.Яковлева.

16Б. Шоссе Энтузиастов. путепровод. 19.08.17.01..jpg

17А. Шоссе Энтузиастов. Москва Товарная Курская. 1870 1878..jpg
Товарная станция Московско-Курской железной дороги. 1870-1878 гг.: https://pastvu.com/p/198593

Ещё в 1861 году вблизи Владимирского шоссе появилась железнодорожная станция Москва-Товарная-Курская, а спустя семь лет построены вагоноремонтные мастерские. В советский период это предприятие называлось Московский завод по модернизации и строительству вагонов имени Войтовича (в честь рабочего-молотобойца Василия Войтовича, который трудился в вагонных мастерских, в революционные дни вступил в Красную гвардию и погиб в бою). Завод прекратил работу в 2011 году и вскоре его территория перешла под юрисдикцию Московского метрополитена для размещения электродепо «Нижегородское» Третьего пересадочного контура и Кожуховской линии.

17Б. Шоссе Энтузиастов. 14.05.12.03...jpg

17Г. Шоссе Энтузиастов. д4. клуб Войтовича. 19.08.17.01..jpg

17В. Шоссе Энтузиастов 4. клуб Войтовича. 1962 1963..jpg
Шоссе Энтузиастов, 4. 1962-1963 гг.: https://pastvu.com/p/93503 На шоссе Энтузиастов выходил фасад клуба Завода имени Войтовича. Клуб открылся в 1918 году, на фасаде сохранена мемориальная доска, напоминающая, что в этом здании на митинге выступал Ленин. Если не ошибаюсь, в советские годы зданиям с подобными ленинскими досками автоматически присваивался охранный статус.

17В. Шоссе Энтузиастов. д4с7. завод. 12.08.17.01..jpg

17Д. Шоссе Энтузиастов. д4. клуб Войтовича. 19.08.17.02ш..jpg

17Ж. Шоссе Энтузиастов. 12.08.17.05.переход у д4..jpg

17З. Шоссе Энтузиастов. 12.08.17.04.переход у д4..jpg

17С. Шоссе Энтузиастов. 14.05.12.11...jpg
К северу от шоссе Энтузиастов раскинулась территория завода «Серп и Молот» - гордость советской металлургии. Заводские постройки занимали около 80 корпусов по единому адресу - улица Золоторожский Вал, 11.

18. Шоссе Энтузиастов. Серп и Молот. 19.08.17.01..jpg

Со второй половины ХІХ века эту местность стали осваивать промышленники, строились фабрики и заводы, проложена железная дорога. Металлургический завод Гужона основан в 1883 году. Юлий Гужон, француз по происхождению, был одним из влиятельных промышленников и экономистов того времени. К началу Первой Мировой войны завод выпускал 80 000 тонн стали ежегодно и считался основным оборонным предприятием Москвы. Заводчик управлял жёстко, с рабочими не церемонился, на уступки не шёл и однажды во время забастовки уволил сразу 1200 человек. Не удивительно, что сразу после Октябрьской революции Гужон бросился в бега, но был убит в Ялте и вовсе не красногвардейцами, а офицерами Добровольческой армии.

Национализированный завод в 1922 году получил название «Серп и Молот», восстановился после разрухи и вскоре по производству стали вышел на довоенный уровень. В 1931 году завод включён во вновь организованное объединение «Спецсталь». В последующие три года была создана техническая база с современным для того времени оборудованием и освоена новая технология производства продукции из качественной стали. На территории построены корпуса фасонно-литейного, калибровочного и лентопрокатного цехов, установлены первые электропечи, волочильные станы, термические и травильные агрегаты.

Во время Великой Отечественной войны завод выпускал оружейную продукцию для фронта. За доблестный труд в годы первых пятилеток и выполнение военных заказов «Серп и Молот» был награждён в 1939 году орденом Ленина и в 1945 году орденом Трудового Красного Знамени.

В 1949 году впервые в мире здесь разработали технологию применения кислорода для интенсификации мартеновского производства стали, за что группе ученых и работников завода была присуждена Сталинская премия СССР первой степени. Впоследствии эта технология получила широкое распространение как на отечественных, так и на зарубежных металлургических заводах.

В 1950 году Сталинская премия была присуждена сталеварам завода, добившимся резкого сокращения продолжительности мартеновской плавки и удлинения кампании между ремонтами печей. В этот же период энергетики завода внедрили на печах испарительное охлаждение элементов, котлы-утилизаторы и систему автоматического управления тепловым режимом плавки. В 1963 году началось частичное переоборудование мартеновского цеха в электросталеплавильный. Были пущены и освоены установки электрошлакового переплава (ЭШЛ).

В 1970-х годах «Серп и Молот» прошёл полную реконструкцию, в ходе которой завод переведён на изготовление высококачественной продукции из высоколегированных и нержавеющих марок стали. При этом были предусмотрены комплексная механизация и автоматизация всех производственных операций и применение наиболее прогрессивных технологических процессов. В 1976 году плавка на мартеновских печах была остановлена, завод полностью перешёл на электропечи.

В 1983 году за большие успехи в выполнении заданий по выпуску высококачественной продукции, улучшению технико-экономических показателей на основе реконструкции и технического перевооружения завода коллектив был награждён орденом Октябрьской Революции. В состав завода входили электрофасонно-литейный цех, сортопрокатный цех, листопрокатный цех, цех холодной прокатки нержавеющей ленты, сталепроволочный цех, цех горячей прокатки полос и листов, калибровочный цех, механический цех, цех ремонта металлургического оборудования, цех ремонта металлургический печей, ремонтно-механический цех, электрический цех, цех товаров народного потребления, центральная заводская лаборатория. В ассортимент выпускаемой продукции входили трубы, сталь и изделия из стали, проволока, металлические листы и ленты.

Вряд ли кто-то тогда мог предвидеть скорый распад Союза и последующий за ним экономический спад. В 1990-х годах завод ещё держался, хотя объём выпускаемой продукции был сокращён. В 2007 году был законсервирован калибровочный цех, спустя год сортопрокатный стан 320/250 был перенесён в город Ярцево, а вскоре закрылись сортопрокатный и сталепроволочный цеха. В апреле 2011 года выплавка стали на заводе была прекращена и корпуса начали готовить к сносу. В сентябре 2013-го был объявлен международный конкурс на архитектурно-градостроительную концепцию территории завода «Серп и Молот», на которой планируется возвести жилой микрорайон, а также офисные здания.

В ноябре 2015 года компании Донстрой было предоставлено разрешение на застройку участка, занимаемого заводом «Серп и Молот» жилыми домами, офисной недвижимостью и сопутствующей инфраструктурой. Прославленный завод завершил свою историю, уступая место жилым кварталам.

19. Серп и молот. паровозы. 03.07.16.03..jpg

Несколько фотографий 2016 года, сделанных в арт-пространстве со стороны Золоторожского Вала

21. Серп и молот. Арт парк. 12.07.16.09..jpg

20. Серп и молот. жд. 12.07.16.01...jpg

25. Серп и молот. завод. 12.07.16.02..jpg

22. Серп и молот. Арт парк. 03.07.16.06..jpg

23. Серп и молот. Арт парк. 03.07.16.04..jpg

29. Золоторожский Вал. 11. Серп и Молот. 12.08.17.01...jpg
К 2017 году на территории, прилегающей к шоссе Энтузиастов, цеха уже снесены и ведётся строительство жилья и офисов

29. Шоссе Энтузиастов. Серп и Молот. 19.08.17.08..jpg

30. Шоссе Энтузиастов. СиМ. сортопрокатный. 1977...jpg
Шоссе Энтузиастов. 1977 год: https://pastvu.com/p/527894 За забором - строительство нового сортопрокатного цеха

31. Шоссе Энтузиастов. 14.05.12.01...jpg
Вот такое здание внушительных размеров было возведено

32. Золоторожский Вал. 11. Серп и Молот. 12.08.17.02..jpg
Мрачную громадину словно стёрли ластиком и вновь на этом месте стройка

33. Шоссе Энтузиастов. СиМ. сортопрокатный. 1979..jpg
Ещё один ракурс. Шоссе Энтузиастов. 1979 год: https://pastvu.com/p/561408 А на нижнем снимке - август 2017-го.

34. Золоторожский Вал. 11. Серп и Молот. 12.08.17.05ш..jpg

35А. Шоссе Энтузиастов. д5. НИИ. 12.08.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 5 - ВНИИ кабельной промышленности

35Б. Нижегородская эстакада. 12.08.17.01...jpg
Нижегородская эстакада

35Г. Шоссе Энтузиастов. Серп и Молот. 19.08.17.04..jpg

35В. Шоссе Энтузиастов. Серп и Молот. 19.08.17.03..jpg

36А. Шоссе Энтузиастов. Всехсвятский монастырь. 1883..jpg
Единоверческий Всехсвятский монастырь. 1883 год: https://pastvu.com/p/638072 Монастырь основан в 1862 году при Новоблагословенном кладбище в память об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Вскоре после революции был закрыт и позднее практически полностью разрушен.

36Б. Шоссе Энтузиастов. Никольская церковь. 1911..jpg
Владимирское шоссе. Никольская церковь. 1911 год: https://pastvu.com/p/62583

36В. Шоссе Энтузиастов. д7. 12.08.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 7 - перестроенная Никольская церковь, постройка Единоверческого Всехсвятского монастыря находилась на территории завода «Серп и Молот»

37. Золоторожский Вал. 11. Серп и Молот. 12.08.17.07..jpg

38. Золоторожский Вал. 11. Серп и Молот. 12.08.17.08..jpg

40. Шоссе Энтузиастов. д7А. 12.08.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 7А - предположительно монастырские кельи, здание было перестроено в 2006 году

41. Шоссе Энтузиастов. Серп и Молот. 19.08.17.02..jpg
Утончённые москвичи предпочитают петь караоке ангельскими голосами, а тяжёлым физическим трудом пускай занимаются суровые челябинские мужики.

42. Золоторожский Вал. 11. Серп и Молот. 12.08.17.11..jpg
Здесь заканчиваются бывшие металлургические владения и пора ознакомиться с чётной стороной шоссе Энтузиастов.

44. Шоссе Энтузиастов. д4Ас1. Вардзиа. 19.08.17.01ш..jpg
Шоссе Энтузиастов, 4А строение 1 - ресторан «Вардзиа» заслуживает упоминания по причине оригинального дизайна фасада. Вардзиа - это пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков, выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества и создатели ресторана сделали имитацию пещеры, декорировали кирпичное здание валунами, устроили фонтан и установили скульптуры жителей гор, предлагающих отведать шашлыка и выпить доброго грузинского вина. В 2017 году ресторан работает, но постройка частично разобрана.

45. Шоссе Энтузиастов. д4Ас1. кафе. 12.08.17.06..jpg

46. Шоссе Энтузиастов. д4Ас1. кафе. 12.08.17.07..jpg

49. Душинская ул. д14. 12.08.17.01...jpg
Новостройка на Душинской улице

48. Душинская улица. д4. 19.08.17.01..jpg
Душинская улица, 4 - жилой дом серии МГ-2 - один из домов квартала, построенного в 1955-1958 годах

50. Шоссе Энтузиастов. д10. 12.08.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 10 - жилой дом (1940)

51. Шоссе Энтузиастов. д10. 14.05.12.06...jpg

52. Шоссе Энтузиастов. д12. 12.08.17.02..jpg
Шоссе Энтузиастов, 12 строение 1 - школьное здание (1938)

53. Душинская ул. д1. 12.08.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 12 корпус 2 - торгово-развлекательный центр «Город» открылся в 2009 году после ликвидации складов и свалки вторчермета.

Институт пластмасс имени Г.С.Петрова, Центральное конструкторское бюро тяжелого машиностроения, Институт стекла, Первомайская нефтебаза, овощная база и ещё несколько предприятий составили промышленную зону южнее шоссе Энтузиастов.

55. Подъёмная12. Мос зд автомат линий. 17.01.17.08..jpg

Подъёмная улица, 12 - «Московский завод автоматических линий и специальных станков». Предприятие основано в 1898 году как мастерские германского акционерного общества «Альфред Гутман и Компания», а с 1917 года завод «Подъёмник» стал главным отечественным поставщиком электрических мостовых кранов для строек первых пятилеток. На заводе впервые в СССР были спроектированы и изготовлены эскалаторы для Московского метрополитена, а также лифты для высотного здания МГУ. В годы Великой Отечественной войны здесь ремонтировали танки и производили аэростатные лебёдки. В 2010 году завод прекратил выпуск высокоточных шлифовальных станков и стал сдавать площади в аренду.

В просторных цехах обосновались кинематографисты, в частности, здесь снимался сериал «Интерны». На фото: съёмка художественного фильма «Кухня. Последняя битва» с участием Дмитрия Нагиева, Дмитрия Назарова, Сергея Лавыгина.

54. Подъёмная12. Мос зд автомат линий. 17.01.17.04..jpg

56. Подъёмная12. Мос зд автомат линий. 17.01.17.07..jpg

57. Подъёмная12. Мос зд автомат линий. 17.01.17.06..jpg

58. Подъёмная12. Мос зд автомат линий. 17.01.17.03..jpg

60. Кухня.Последняя битва. 17.01.17.10..jpg

59. Кухня. Нагиев. 17.01.17.01.рб..jpg

59. Кухня. Нагиев. 17.01.17.13..jpg

60. Кухня.Последняя битва. 17.01.17.14..jpg

62. Шепелюгинская ул. 12.08.17.01. аэрография...jpg

Эффектная аэрография, изображающая противостояние двух танковых армий в битве на Курской дуге

63. Шепелюгинская ул. 12.08.17.02. аэрография...jpg

43. Шоссе Энтузиастов. Горбатый пп. 12.08.17.01..jpg

Но вернёмся из глубины промзоны на шоссе Энтузиастов, которое пересекает подъездные железнодорожные пути завода «Серп и молот» по Горбатому мосту, сооружённому в 1924 году и реконструированному в 1950-м по проекту инженера Ю.Вернера и архитектора Ю.Гольцева.

64. Шоссе Энтузиастов. Горбатый пп. 12.08.17.02..jpg

66. Шоссе Энтузиастов. д9. 19.08.17.02..jpg
Шоссе Энтузиастов, 9 - административное здание (1914)

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886
Tags: Москва, районы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment