?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На прошлой неделе мне посчастливилось побывать на выставке "Жены" в Музее русского импрессионизма, которая продлится до 15 мая. Выставку можно посетить самостоятельно или с экскурсией, заранее купив билет на экскурсию на сайте. Новости о "Женах" и других событиях музея можно прочесть в официальных группах в Вконтакте, Фейсбуке и Инстаграмме.




"Кто они - музы, подруги, соратницы и возлюбленные знаменитых русских художников? Выставка "Жены" раскажет истории жизни и любви этих удивительных женщин. В полотнах ...мастеров XIX и XX века раскроется не только история русской живописи рубежа столетий, но и история социальных и политических метаморфоз этих неспокойных лет" - читаем о выставке в музейном буклете.

Выставка занимает три этажа (точнее, 2,5, на последнем этаже мало картин), куда не глянешь - везде знакомые фамилии - Репин, Серов, Дейнека, Петров-Водкин, Юон, Кустодиев и другие. Для меня стало открытием, что Игорь Грабарь писал картины, я воспринимала его исключительно как реставратора.

Любая женщина - Вселенная, тем более если она - жена художника. Эту выставку невозможно "пробежать", потому что каждая картина манит, не отпускает, любуешься ими, и в душе распускаются цветы, чувствуется приближение весны. Если удается поладить с аудиогидом, то к чувствам добавляются знания, узнаешь много интересного и о художниках, и о картинах.

Ниже я расскажу о нескольких картинах. С другими полотнами мой аудиогид отказывался работать, поэтому их я просто покажу.

Илья Репин. Портрет Н.Б. Нордман-Северовой, 1909

Наталья Нордман-Северова - любимая женщина Ильи Репина. Бунтарка и революционерка, в 17 лет она сбежала в Америку, не побоявшись испортить свою репутацию. Необычная для своей эпохи, она была вегетарианкой, отказалась от прислуги, писала книги, снимала фотографии. Наталья Нордман очень любила Репина и заботилась о художнике, собирала его архив, готовила к публикации его воспоминания. В свою очередь об особом отношении Репина к ней говорит тот факт, что он не только написал ее портрет, но и сделал бюст, что было исключительным событием. Мир искусства знает лишь несколько бюстов Репина - Мамонтова, Толстого, Пирогова и ....Натальи Нордман.

К. Петров-Водкин. Портрет жены, 1906 г.

Со своей женой художник познакомился в Париже в пансионате, которые принадлежал его будущей теще. Предложение руки и сердца было сделано в процессе написания этого портрета, который был закончен уже в Петербурге. На портрете лицо изображено очень крупно, что, по мнению искусствоведов, роднит его с иконой, в этом стиле художник нарисует и другие картины. Для Петрова-Водкина жена - его неизменная спутница жизни и помощница во всех делах, когда он уезжает от семьи, то постоянно шлет письма, в которых пишет, ей что "работа и ты - все, что  у меня есть", называет своей Марой, мечтает сидеть рядом с ней, успокоившись от всех бед.


Игорь Грабарь. "Васильки", 1914 г.

Игорь Грабарь еще в 1903 году загорелся идеей написать чаепитие двух девочек, принадлежащих знакомому семейству. Он не успел сделать этого за сезон, а, приехав на следующий год,  увидел, что закончить работу невозможно, девочки за 1 год начали превращаться в девушек. Через 10 лет Грабарь все же нарисует этих девочек уже взрослыми, при чем та, что сидит на скамейке, стала женой самого Грабаря и родила ему ребенка. Через какое-то время она заболеет, ляжет в психиатрическую клинику, а закончив лечение, оставит семью. Воспитывать детей художника и реставратора вызовется ее сестра - брюнетка, сидящая на столе - которая тоже станет женой Грабаря. Вот такая непростая история, которую и представить себе не могли в 1914 году художник и две позировавшие ему молодые женщины.


Б.Кустодиев. Портрет жены с дочерью Ириной

Жена Кустодиева, Юлия, получила хорошее образование в Александринской гимназии, изучала живопись, музыку, ее отец был чиновником из министерства иностранных дел. С Кустодиевым по началу их связывала искренняя дружба, они вместе ходили на этюды, Юлия учила Бориса французскому. Однажды художник попросил разрешения написать ее портрет, когда работа была закончена, само собой стало понятно, что молодые люди друг ко другу неравнодушны. Отец Юлии не очень жаловал художника, считал его легкомысленным, чего только стоит знакомство с родителями, когда Кустодиев самоуверенно заявил что-то вроде: "Здравствуйте, я Борис Кустодиев, будущий великий художник". Как показало будущее, он не обманул, стал таковым, и очень, очень любил свою жену. Он писал, что сейчас "лучшая пора жизни - пишу картину, люблю и чувствую, что меня любят". Не поколебала эту вечную любовь и тяжелая болезнь автора - опухоль в спинном мозге. Именно Юлии пришлось решать, какой нерв перерезать во время операции, отвечающий за руки или за ноги. Какой художник без рук...С приходом болезни дом Кустодиевых все также был открыт для гостей, по словам современников, "неутомимая" Юлия устраивала веселые праздники, слыла хлебосольной хозяйкой и хорошей кулинаркой. Кустодиев рано ушел из жизни, и жена художника жила памятью о нем, приводила в порядок архив, собирала статьи и умерла в 1942 году в блокадном Ленинграде...

Художник Роберт Фальк очень любил женщин, он был женат четыре раза. На выставке были представлены портреты трех его жен, на мой взгляд, очень и очень разных.

Роберт Фальк. Лиза на солнце, 1907

Ради русской дворянки Елизаветы еврей Фальк примет православие, крестившись с именем Роман. Елизавета тоже была художницей, она училась живописи вместе с Фальком.


Роберт Фальк. Портрет Щекин-Кротовой, 1947 г.

Переводчик и искусствовед Ангелина Щекин-Кротова познакомилась с художником на выставке его картин, она так была поражена творчеством, что приходила туда каждый день. Заинтересовавшись Ангелиной, Фальк предложил написать ее портрет. Работа над картиной шла 2 года, Ангелина проявила себя как очень терпеливая и понимающая модель, не только из-за долгого написания, но еще и потому, что зачастую ей приходилось позировать в холодных помещениях. Чем дольше Фальк рисовал, тем меньше женщина на картине была похожа на Ангелину, это была уже не живая женщина, а ангел, бесплотный лик.

Роберт Фальк. Девушка у окна, 1926 г.

Это третья жена художника, Раиса Идельсон, котоаря училась у него в ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские).


Борис Григорьев. Мать и дитя, 1918 г.

Этот портрет отличает некоторая геометричность, которая, впрочем, делает изображенных на нем людей более живыми и настоящими. Жена художника Элла фон Браше вышла замуж по расчету: родители были против ее дальнейшего обучения живописи, а, став замужней женщиной она могла решить свою судьбу сама. Впрочем со временем ей все равно пришлось отказаться от творчества и посвятить себя семье и делам мужа. После революции Григорьевы покинули Россию и обосновались в Париже. Они много путешествовали, Григорьев был популярен и востребован, его картины только и успевали перевозить в новые города: Нью-Йорк, Париж, Берлин, Чикаго. К жене Григорьев относился с большой нежностью и уважением, то ли в письме, то ли в дневнике он писал, что в его жизни есть вечные вещи: жена, Кирочка (ребенок) и искусство.


Н.А. Ионин Женщина в красном, 1925 г.

Вот оно - Новый мир во плоти. Женщина на картине представялет собой воплощение физической и нравственной силы, воплощение красоты в традиционном ее понимании. Этот парадный портрет в полный рост имеет определенные сходства с иконами, на которых святые также изображены в полный рост. Женщина - новая Россия, в то время как старая - в виде покосившихся домов - находится за ее спиной. Это не портрет в прямом смысле слова, но изображенная женщина похожа на жену художника Екатерину Самохвалову-Ионину, филолога, сестру художника Александра Самохвалова.

Константин Юон. Утро в деревне. Хозяйка


На картине - жена художника Клавдия Алексеева...крестьянская дочь. Представляете, какой это был мезальянс в 1900 году, когда состоялась свадьба? Дома разразился скандал, художник не общался со своим отцом несколько лет. Но о своем выборе Константин Юон не пожалел, жена стала его близким другом, спутником и советчиком в художественной жизни. По свидетельствам гостей Юон часто спрашивал мнения жены о картине, над которой работал, и она говорила, где нужно проверить, исправить.

Прежде чем показать другие картины, я хочу закончить словесно-описательную часть поста так: какие прекрасные мы, женщины, создания! Какие мы красивые в нашей женской сущности! Как расцветаем мы, когда на нас смотрят глаза любимого мужчины!

В. Серов Портрет О.Трубниковой


Сычков Ф.В. Портрет Л.В. Сычковой


А. Самохвалов Портрет М.А.Клещар-Самохваловой


Бродский И.И. Портрет Л.М. Гофман


Кибрик Е.А. Портрет жены художника, писателя Веры Кетлинской


Чеботарев К.К. Портрет А.Платуновой, жены художника, в интерьере


Ю.Пименов Портрет Н.К. Пименовой




Большое спасибо сообществу Люблю Москву за приглашение на выставку. 

Profile

Электричой из Москвы...
anothercity
Другая Москва
Website

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com