Пьеса — весьма старинная, жанр — комедия масок — тоже. А Театру Романа Виктюка нужен лишь повод, чтобы показать мужские торсы и заставить мужчин играть женские роли. И если «Служанки» специально написаны для таких случаев, то здесь просто происходит раздача масок (если дали маску вдовы — изволь соответствовать).
Спектакль молодежный, задорный. Актерская игра (безбашенного типа) наличествует. Если глядеть с балкона с моей близорукостью (когда мимику не видать), то даже легче поверить в игру актеров, исполнявших женские роли: ориентируешься на пластику движений и интонации голоса.
Насколько можно предположить, спектакль поставлен по мотивам реальных событий. Комедия вообще и комедия масок в частности были выбраны моделью для синтетического театра Мейерхольда и Вахтангова, «возрождавших выразительность сценического жеста и импровизации и придававших большое значение ансамблевой игре». Но в конце спектакля актеры стали затыкать рот режиссеру, который теоретизировал между действиями пьесы. Почему? Откуда такой конфликт внутри труппы? Да потому что актеры, пока играли, поняли про комедию масок гораздо больше него.
Конечный результат подобных творческих поисков в конце концов получился дивным, об этом можно судить, к примеру, по такому последователю Мейерхольда, как Валерий Белякович. Ну, а тут нам показывают не результат, а процесс (то есть постановку «Венецианки» в революционном советском театре). И он выглядит уже не столь захватывающе.
Сам спектакль, наверное, весьма хорош, но если бы я знал заранее, что там увижу, то не пошел бы.
Поясню. Есть типичные театры для буржуазного времяпровождения. Но и они вынуждены отдавать дань и спектаклям молодежной части труппы. Однако если Калягин может предоставлять под такие эксперименты Малую сцену на последнем этаже своего театра, то Виктюк вынужден давать их на основной сцене.
Представьте, в зале — люди с тростями, в буфете — игристое и другие вина, по окончании бонусом — перформанс-кабаре в театральном буфете. А на сцене — типичная работа театра-студии рубежа 80-х и 90-х.