elena_belenkaya wrote in anothercity

Category:

«Не только Штраус» оркетра ВМФ, или Не только стреляющий дирижер!

Довольно давно, когда я была молодая и глупая, я не понимала, зачем ходить на концерты классической музыки. Действительно, зачем красиво одеваться, куда-то ехать... чтобы сидеть ровно и смотреть на спину дирижера? Ведь есть уютный диван, интересная книга и шоколадка, в конце концов... И та же самая музыка в компьютере или телевизоре. И, главное, есть театр! А там и сюжет, и развивающееся действие, и интересные режиссерские решения, и прекрасные актеры, и музыка наконец!

Но... Как пишут в романах, шли годы... И в последнее время стала замечать, что, выбирая между спектаклем и концертом, все чаще выбираю концерт. Как сказала одна моя подруга, под музыку лучше думается. Может быть, дело не только в этом, не знаю.

Знаю одно:  прекрасная музыка в прекрасном исполнении – гарантия хорошего настроения! Именно поэтому решила продолжить свое знакомство с Центральным концертным образцовым оркестром им. Н.А. Римского-Корсакова Военно-Морского Флота России. Услышала Исаака Дунаевского в их исполнении, теперь Штраус и не только...

В чем интрига? Под заголовком «Не только Штраус» - прекрасная компания.  

Эмиль Вальдтейфель. Не слышала раньше о нем. Первоначальная фамилия — Леви. Фамилия Waldteufel  переводится с немецкого как «лесной дьявол». Ничего дьявольского в этом французском композиторе, дирижере и пианисте не было. Написал больше 250 вальсов, смешивая элементы немецких, французских и испанских мелодий. Ездил по всей Европе, дирижировал танцевальной музыкой. По популярности его вальсы соперничали с вальсами Штрауса. Вальс «Эстудиантина»  (в переводе с испанского «учащийся, студент») – легкий, лиричный. В Испании и Португалии так называли группы университетских студентов, одетых в традиционные костюмы и поющих серенады,чтобы заработать на жизнь.

«Ночи в садах Испании» считаются вершиной творчества композирора Мануэля де Фальи. Возможно, то, что композитор начал работать над этим произведением в Париже, повлияло на его музыкальный язык, в котором национальные черты сочетаются с французской утонченностью.

Кажется, что старший современник Вальдтейфеля, де Фальи, да и Штрауса-сына, всем хорошо известный Михаил Иванович Глинка, попал в эту компанию случайно. Для нас он прежде всего автор «Жизни за царя», «Руслана и Людмилы», серьезных крупных произведений. Какие тут танцы? Но только до тех пор, пока не зазвучала «Арагонская хота». В ее основе – популярнейшая мелодия испанского народного танца. Биографы композитора пишут, что после отъезда Глинки из Испании  там был проведен своеобразный эксперимент:  местным жителям предложили прослушать его «Арагонскую хоту». Они называли эту музыку подлинной испанской, и не верили в то, что ее написал русский композитор.

Итак, первое отделение концерта мы «протанцевали» в Испании. 

Во втором отделении царствовал Штраус! Иоганн Штраус-младший, если совсем точно. Ну что еще сказать? Недавно узнала, что, когда вальсы Штраусов исполнялись в Вене, даже имя автора иногда не называлось. Важна была только фамилия, как безусловный знак качества. Не знаю... Король, даже если он «Король вальса», должен быть один. И Иоганн-младший безусловно этот титул заслужил.

Что можно написать о вальсах Штрауса или оперетте «Летучая мышь»? Только одно: МАЛО! Особенно в таком прекрасном исполнении.

Слушая разговоры в фойе, читая отзывы о концерте, обратила внимание, что многие жаловались на то, что арии из «Летучей мыши» исполнялись на немецком языке. Но почему нет? Да, мы привыкли к русскоязычной версии. С другой стороны, «Летучая мышь» - единственная, как мне кажется, оперетта, которая входит в репертуар оперных театров. Такой же традиционный новогодний подарок меломанам, как и Штраус-концерты. И мы знаем, что всегда приветствуется исполнение оперы на языке оригинала. Так почему бы и нет? Другое дело, что что-то неправильно было со звуком. Оркестр заглушал прекрасные голоса, очень обидно.

Оркестр прекрасен! Даже спина дирижера Алексея Карабанова удивительно артистична! И это даже без феерического исполнения польки «На охоте». С выстрелами. Иногда звук доверяют воспроизвести ударным, но в данном случае, учитывая военную принадлежность оркестра и харизму его руководителя... ружье (т.е. пистолет) должно было выстрелить!

Прекрасный вечер завершился просто изумительно. «Марш Радецкого» - уникальная возможность почувствовать себя причастным, даже если никогда не пытался воспроизвести хоть одну ноту. 

Мне кажется, Центральный концертный образцовый Военно-Морского Флота России раскрыл ту самую «тайну продленья ярких мгновений», о которой пел на числом немецком князь Орловский. Не верите? Приходите на их концерт и убедитесь!

Информацию о концертах, билетах и новостях оркестра можно получить на сайте Центрального концертного образцового оркестра им. Римского-Корсакова ВМФ, а также в группах оркестра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм, на видео-канале на Youtube 

Благодарю СООБЩЕСТВО МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ moskva_lublu за предоставленную возможность!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded