elena_shmyreva wrote in anothercity

Categories:

Кабала святош. Театр на Юго-Западе.

Как я переживала прошлой весной после увиденного «Дориана Грея», будет ли для меня что-то столь же целостное и прекрасное на сцене Юго-Запада. И долго ждать не пришлось. Премьера этого сезона «Кабала святош» продолжает серию спектаклей, на которые хочется повторно взять билет, сразу по выходу из зрительного зала.

Популярная пьеса Михаила Афанасьевича Булгакова о Жан-Батисте Мольере. Жизнь полная мифов. Один из таких мифов и положил в основу своего произведения Булгаков. Во времена Мольера ходили слухи, что уже немолодой Жан-Батист был покорен чарами и женился на Арманде Бежар, которая являлась не сестрой его давней театральной подруги и любовницы Мадлены Бежар, а ее дочерью. Но не это самое ужасное, а то что Арманда, по досужим предположениям, вполне могла приходиться дочерью  и самому Мольеру. Такая Санта Барбара. 

Намеки на тайны начинаются с первых минут действия. Но в начальных сценах мы видим счастливого влюбленного человека, который далек от интриг и загадок. Он счастлив, что складывается удачно его театральная карьера. Мольеровская труппа получила разрешение короля играть на королевской сцене Пале-Рояля. Все просто чудесно, только почему-то Мадлена Бежар да преданный соратник Лагранж совсем не рады известию о предстоящем бракосочетании Арманды с Мольером. Мольер не придает этому значения, он упоен своей любовью и королевским вниманием.

И следующее действие по прошествии пяти лет. Куда делась влюбленность и привязанность? За пять лет совместной жизни конечно многое может измениться. А если кроме понимания, что личная жизнь не складывается, тебе еще бьют по рукам в творчестве — церковники стараются запретить показ пьесы «Тартюф» и строчат доносы королю, да и здоровье начинает подводить... Уже совсем иным мы видим главного героя. Усталый немолодой человек с тяжкими душевными переживаниями. Широчайший диапазон эмоций демонстрирует в роли Мольера Сергей Бородинов.  

В речи Мольера Булгаков вкладывает собственные мысли о взаимоотношении художника и власти. Для меня булгаковские фразы из уст Мольера звучат перебором. В начале почти восточная цветистость: Вы несете для нас королевское бремя. Я, комедиант, ничтожная роль. Но я  славен уж тем, что играл в твое время, Людовик!.. Великий!!. Французский!!! Король!!! 

А после запрещения играть «Тартюфа»  (при этом, чтобы труппа не умерла с голоду, остается разрешение играть в Пале-Рояле смешные комедии): Золотой идол, а глаза, веришь ли, изумрудные. Руки у меня покрылись  холодным потом. Поплыло все косяком, все боком, и соображаю только одно —  что он меня давит! Идол!

Все эти слова произносятся по отношению к ироничному, весьма скептически настроенному к церкви и дружественно к театру, королю Людовику XIV. Королю, который понимал роль Мольера и театра:  Дерзкий актер талантлив.  Но… я попробую исправить его, он может служить к славе царствования.  

Остро пишете. Но следует знать, что есть темы, которых надо касаться с  осторожностью. А в вашем «Тартюфе» вы были, согласитесь, неосторожны.  Духовных лиц надлежит уважать. Я надеюсь, что мой писатель не может быть  безбожником? Твердо веря в то, что в дальнейшем ваше творчество пойдет по правильному  пути, я вам разрешаю играть в Пале-Рояле вашу пьесу "Тартюф".

И возможно все попытки церкви убрать пьесу вольнодумного драматурга с парижских подмостков так бы и остались не реализованными, но вмешался случай. Предательство усыновленного подросшего воспитанника Мольера дало в руки церковников козырь, обеспечивший королевский запрет постановки.

Все описываемые события создают сюжет спектакля. Он один для многих театров, обращающихся к этому произведению. Но как сценография, выбор актеров и их игра могут сильно влиять на результат. 

Признаюсь честно, не видела ни одного слабого актера в роли Мольера, но вот  многие параллельные герои других постановок почему-то не вспоминаются. Возможно, потому что видела спектакль Юго-Запада совсем недавно, но на сегодняшний день у меня пред глазами стоят... И женская пара Мадлен Бежар с Армандой Бежар - двух этих дам исполняют родственницы по жизни - великолепная Ольга Иванова и ее молодая копия Алина Дмитриева. 

Переживающий за своего учителя и руководителя хранитель тайн и летописец труппы Шарль Варле Лагранж по прозвищу «Регистр» в  исполнении Максима Лакомкина. 

Слегка неуклюжий едкий слуга Мольера Жан-Жак Бутон, сыгранный Денисом Шалаевым. 

Все представители святой Кабалы, начиная от архиепископа города Парижа маркиза де Шаррона в исполнении Андрея Санникова, до полоумного брата Варфоломея (Иван Городецкий) и брата Силы (Александр Шатохин)  . 

Хватающийся при любом поводе за шпагу маркиз Д'Орсиньи по прозвищу «помолись» в исполнении яростного Дениса Нагретдинова. 

И неудачник-предатель Захария Муаррон так вкрадчиво пытающийся голосом Фарида Тагиева соблазнить «маменьку» Арманду; и в этом выборе на роль есть еще одна правда — правда того, что пронзительностью игры Фарид реально наступает на пятки старшему актерскому поколению. 

И конечно молодой роскошный Людовик XIV в исполнении Андрея Кудзина. Людовик отдельное попадание. Очень правильно, что на роль поставили молодого человека значительно младше исполнителя Мольера. Это верно исторически. Их разница в возрасте составляла 16 лет.  И именно такой выбор для меня наконец оправдывает не слишком логичные неблагодарные речи булгаковского Мольера. Это речь вызвана во многом и завистью, завистью к высокому положению, молодости. У пожилого таланта совсем немного дней впереди, годы жизни прошли. И в его речи  чувствуется не личная обида, а горечь общей вселенской несправедливости.

Декораций нет совсем, но есть СВЕТ! Он создает занавесы и кулисы, решетки и двери, застенки Кабалы. Потрясающее решение. 

Великолепный спектакль, достойный  чтобы его увидело как можно больше зрителей. 

Из желаний: хочется увидеть в роли Мольера и режиссера-постановщика Олега Николаевича Леушина.

Огромное спасибо за приглашение сообществу «МосКультУРА» и театру на Юго-Западе за постановку.
Дополнительную информацию о театре можно получить на официальном сайте Театра на Юго-Западе, а также в группах театра в соцсетях: Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграме и из видео-канала наYoutube
Фото мои со спектакля  06.02.2019  

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded