elena_shmyreva wrote in anothercity

Чайка. Театр на Юго-Западе.

Я в курсе, что чеховская чайка является символом Московского Художественного театра. Но давнее еще школьное знакомство с пьесами «Три сестры» и «Вишневый сад» (и в театральном варианте тоже) напрочь отбило во мне желание продолжать знакомство с Чеховым, как с драматургом. Антон Павловича принято считать разработчиком «новых форм», а мне нравились его водевили и рассказы. Приблизительно такое же чувство неприятия во мне вызывала пьеса Горького «На дне». И только совсем недавно, благодаря Юго-Западу, я увидела в ней, кроме полной безнадеги и тоски, сюжет  и яркие характеры. На «Чайку» шла с большой надеждой, что и тут перевернут мое отношение к автору. Обидно, не случилось. Как не был для меня Чехов драматургом, так и не стал. 

Чеховский сюжет с постоянными несовпадениями привязанностей, случайной стрельбой по одиноким птицам и в собственный висок ощущается слишком пессимистичным. Чехов отстраняется от своего героя Треплева словами Нины Заречной: «В вашей пьесе трудно играть. В ней нет живых лиц.» В пьесе Чехова все живые, но нет ни одного счастливого человека. Все чем-то не удовлетворены. Кому-то не хватает денег, кому-то здоровья и молодости, у молодых горячее желание служить толпе, но с тем, чтобы толпа сознавала значение служителя. А успешные люди, как оказалось, могут быть недовольны собой ибо чувствуют в творчестве собственную фальшь. 

Есть связи, но нет ни одной взаимной любви. Даже та короткая, которая проходит за границами повествования, кончается прозаично и невесело: разлюбил — расстались.

И финальный выстрел ставит конец всему. Конец перспективам стать писателем. Конец для матери увидеть своего сына счастливым. Конец для надежд престарелого дяди гордиться успехам племянника. Конец очередному семейному древу.

Холодно, с постоянным ощущением сквозняка. В наше не самое оптимистичное время воспринимается гнетуще. Мысль о том, что писалось более века назад, не улучшает восприятия, а вызывает обратный эффект. К чему страстное желание вырваться из серой и пошлой окружающей действительности и страстные мечты о другой, более счастливой и содержательной жизни, если все что нас ждет «...все жизни, свершив печальный круг, угаснут. Уже тысячи веков, как земля не носит на себе ни одного живого существа, и эта бедная луна напрасно зажигает свой фонарь».  

Дайте мне старых форм,  красное вино и пиво для Бориса Алексеевича...Мы будем играть и пить. Давайте садиться, господа.

И, кажется, я разгадала чеховскую шараду. Помните про ружье, которое должно выстрелить. Тут Чайка мистическим образом мстит за свою смерть.

Шамраев (подводит Тригорина к шкапу). Вот вещь, о которой я давеча говорил… (Достает из шкапа чучело чайки.) Ваш заказ.
Тригорин (глядя на чайку). Не помню! (Подумав.) Не помню!
Направо за сценой выстрел; все вздрагивают. 

Игры живого с непознанным. Символизма выше крыши. Вероятно для того, кто дергает за ниточки судьбы, действительно КОМЕДИЯ.

О самой постановке. Реалистично. У Чехова постоянно романсы действующие лица напевают, вот и артисты не отстают. С образами тоже все складывается. Пожалуй только Константин Курочкин слегка отрывается от прописанного автором зануды-учителя, не удается ему до конца потушить собственную жизненную активность.  

А еще в спектакле заняты замечательные Олег Леушин (Тригорин), Ольга Иванова (Аркадина), Алексей Матошин (Треплев), Карина Дымонт (Нина Заречная), Сергей Бородинов (Сорин, брат Аркадиной), Евгений Бакалов (Шамраев), Илона Барышева(Маша), Татьяна Городецкая (Полина Андреевна), Алексей Ванин(доктор Дорн), певучий Антон Белов(Яков).

Огромное спасибо за приглашение сообществу «МосКультУРА» и театру на Юго-Западе за постановку.
Дополнительную информацию о театре можно получить на официальном сайте Театра на Юго-Западе, а также в группах театра в соцсетях: Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграме и из видео-канала наYoutube

Фото мои с поклонов 09.02.2019

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded