-
-
elena_shmyreva wrote in
anothercity
Самоубийца. Театр на Юго-Западе.
Шла на постановку «Самойбицы», зная, что пьеса комедийная и автором ее является Николай Эрдман. Что знакома с другими его творениями, в мыслях не было. После того, как однажды перед театральным просмотром перечитала с десяток отзывов, а затем была жутко разочарована, поскольку полностью исчезла вся интрига, отзывов и описаний стараюсь не читать. И даже с историей создания вещи предпочитаю знакомится после просмотра.
Так что в первые минуты представления сама догадывалась, что вещь двадцатых-тридцатых годов, очень уж сильно лексика перекликается с Зощенко, Булгаковым, Ильфом и Петровым, пьесами Маяковского. Вот как определить, что не 19 век и раньше?.. а хотя бы по обращению в бытовых разговорах к собеседнику «гражданин» и даже к родственникам по имени отчеству. И действительно, оказывается пьеса была написана в 1928 году, но постановки в довоенное время хотя за нее брались 3 театра (Мейерхольда, Вахтангова и МХАТ) так и не дождалась, поскольку в 1933 году автора арестовали. Произошло это на съемках «Веселых ребят» в Гаграх. Николай Эрдмана являлся одним из сценаристов фильма. Семь лет ссылки за басню, прочитанную Качаловым в присутствии Сталина, в которой тот увидел нелицеприятные намеки на власть. Почему в 1928 сразу за пьесу не закрыли, непонятно, поскольку диалоги весьма остры.
Аристарх Доминикович. ... и тогда содрогнется великая родина, и раскроются настежь ворота Кремля, и к ним выйдет наше правительство. И правитель протянет свою руку купцу, и купец свою руку протянет рабочему, и протянет рабочий свою руку заводчику, и заводчик протянет свою руку крестьянину, и крестьянин протянет свою руку помещику, и помещик протянет свою руку к своему поместью, и свое поместье про... нет, хотя на своем поместье можно будет остановиться.
Пугачев. Аристарх Доминикович, что вы чудно изволили говорить. Я считаю, что будет прекрасно, Аристарх Доминикович, если наше правительство протянет руки.
Аристарх Доминикович. Я считаю, что будет еще прекраснее, если наше правительство протянет ноги.
Сталин же изначально дал разрешение Станиславскому на репетиции пьесы во МХАТе, но когда спектакль в 1931 году был готов, прислал письмо со словами: …Я не очень высокого мнения о пьесе «Самоубийца». Ближайшие мои товарищи считают, что она пустовата и вредна… После такой резолюции выпускать вещь было немыслимо. А уж после ареста Эрдмана в 1933, когда и имя стало под запретом, никто к драматургическому творчеству опального автора не обращался. Эрдман писать не перестал, но все его сценарии, интермедии, либретто замаскированы соавторством. В одиночку было опасение, что не пропустят.
Так что же с «Самоубийцей» на Юго-Западе. Пьеса сатирическая, некоторые темы слегка запылились, но реплики и остроумные постановочные решения заставляют моментами хохотать во весь голос. Смеемся же мы над кадрами «Волги-Волги», а это оказывается тоже Эрдман.
И опять невозможно без цитат:
Виктор Викторович. ...Русь, куда же несешься ты? Дай ответ.
Егорушка. Прямо в милицию, будьте уверены.
Виктор Викторович. Как в милицию? Почему?
Егорушка. Потому что так ездить не полагается. Ездить можно согласно постановлению не быстрее пятидесяти верст в час.
Виктор Викторович.Но ведь это метафора, вдохновение.
Егорушка. Разрешите мне вам преподать совет: вдохновляйтесь согласно постановлениям.
С ролями все отлично. Играть на Юго-Западе умеют. Образ главного героя Семен Семеновича Подсекальникова очень гоголевский. Этакий женатый Башмачкин, и его отлично воплощает Дмитрий Гусев.

В пьесе более 15 действующих лиц, и каждое — свой яркий характер. Это и Андрей Санников в роли организатора лотереи посмертных записок Аристарха Доминиковича Гранд-Скубика; и Алексей Ванин в роли соседа Калабушкина; и Михаил Белякович в роли эксперта по марксистской точке зрения Егорушки; и Константин Курочкин в роли торговца Пугачева; и Сергей Бородинов в роли писателя-метафориста Виктора Викторовича; и Денис Шалаев в роли священника отца Евлпидия.

Женские образы также получились весьма запоминающимися: Жанна Чирва в образе супруги Подсекальникова; ее мать и теща Подсекальникова — Галина Галкина; утешительница и по совместительству любовница соседа Калабушкина гражданка Пересветова в исполнении Илоны Барышевой; две женщины-антагонистки Клеопатра Максимовна и Раиса Филипповна, воплощенные Ольгой Ивановой и Ириной Сушиной. А еще и цыганский хор, который отнюдь не безмолвствовал.

Едкая, яркая комедия. На сколько там минута смеха жизнь продлевает? Мне продлили. Советую и вам эликсирчику.
Огромное спасибо за приглашение сообществу «МосКультУРА» и театру на Юго-Западе за постановку.
Дополнительную информацию о театре можно получить на официальном сайте Театра на Юго-Западе, а также в группах театра в соцсетях: Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграме и из видео-канала наYoutube