?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у aroundtree в Дом Тарасова на Спиридоновке.
Дом Тарасова.
«Дом Тарасова.» на Яндекс.Фотках
Даже у знающих людей этот дом вызывает культурный шок: он внешне, особенно со стороны улицы Спиридоновки, очень, даже слишком похож на палаццо Тьене в Виченце, построенное по проекту Андреа Палладио.


Поначалу кажется, что это полная копия, в духе тех копий XIX века, в которых присвоение прошедшей эпохи шло через ее буквальное воспроизведение (храм Тезея в Афинах, репродуцированный в Вене, дворец Питти во Флоренции, повторенный в Мюнхене, то же палаццо Тьене, воспроизведенное в Ньюгейтской тюрьме в Лондоне). Но внимательный осмотр уличного фасада показывает, что перед нами не копия, а сложнейшая стилизация, направленная на постижение и даже, возможно, на трансляцию самого духа архитектуры Палладио, а не на археологическо-обмерное воспроизведение фасадов.
Дом Тарасова.

Известно, что Жолтовский в доме Тарасовых изменил пропорциональные отношения верхнего и нижнего этажей. Об этом рассказывает (вероятно, со слов самого архитектора) Г. Д. Ощепков в прижизненной книге 1955 года о Жолтовском: «Общую композицию этого дома мастер задумал выполнить в полном соответствии с палаццо Тьене, выстроенным Палладио в Виченце, но совершенно изменив при этом его пропорции. Об отношениях так называемого «золотого сечения» он знал в то время еще очень мало. Зато он помнил, что при изучении Дворца дожей в Венеции ему очень понравилось пропорциональное соотношение его верхней и нижней частей.
Дом Тарасова.

По произведенному тогда в натуре промеру И. В. Жолтовский установил, что нижняя часть этого дворца на 1/13 больше по высоте, чем его верхняя часть. Палаццо Тьене, наоборот, имеет небольшую нижнюю и большую верхнюю часть. Для вновь проектируемого дома Тарасова зодчий принял пропорциональные отношения венецианского Дворца дожей. Аналогичные изменения пропорциональных соотношений он внес и в остальные элементы здания. Таким образом, хотя выстроенное Жолтовским сооружение своим внешним обликом и напоминает палаццо Тьене, оно имеет совершенно другие пропорции. Благодаря этому оно представляет собой не механическую копию, а творчески переосмысленное произведение».
Дом Тарасова.

Итак, дом Тарасова был построен по проекту Ивана Владиславовича Жолтовского (1867–1959), выпускника Императорской Академии художеств, приехавшего в Москву и уже выполнившего в старой столице и окружающих ее усадьбах несколько крупных заказов. Среди его построек начала века наиболее значительной был дом Скакового общества (1903–1906), в котором идеи палладианства были высказаны уже очень отчетливо. В 1909 году Жолтовский стал действительным членом Академии художеств, то есть к моменту начала строительства дома на Спиридоновке он был уже вполне признанным сорокалетним мастером.

Дом Тарасова.

Заказчиком дома-палаццо был Григорий Григорьевич Тарасов, богатейший купец, совладелец крупнейшего торгового предприятия «Тарасов и сыновья», преобразованного в «Братья Тарасовы». Семья Тарасовых происходила из Армавира, где разбогател Торос (откуда и фамилия), то ли черкес, то ли армянин. Из этого рода происходит известный французский писатель Анри Труайя, написавший о своих предках; об этой же семье в книге «Москва купеческая» довольно много пишет и Павел Бурышкин. Уже с обрусевшей фамилией Тарасовы быстро поднимались наверх, стали жить в Екатеринодаре и, наконец, в самом начале XX века переехали в Москву.

Дом Тарасова.

О Григории Григорьевиче Тарасове (по другим данным этого Тарасова звали Гавриил Асланович, но это, видимо, «внутрисемейное» отчество) мало что известно, он принадлежал к третьему поколению Тарасовых и начал строить дом на Спиридоновке в 1909 году, а скончался в 1911-м. Достраивали дом (окончен вчерне в 1912 году) уже сыновья Г. Г. Тарасова, которые пожить в нем не успели – из-за революции. В Москве начала века больше был известен Николай Лазаревич Тарасов, денди и покровитель Художественного театра.

Дом Тарасова.

Мы не знаем, как он объяснял заказчику значимость выбранного образца, уговаривал ли он его или ему было достаточно указать на признанное великолепие вичентинских палаццо Палладио. Как бы то ни было, но Жолтовский избрал впервые конкретный образец, хотя при этом он придерживается этого образца только в одном, уличном фасаде, да и то – заменив пропорции. Получается, что для Жолтовского в Палладио скрыт источник архитектурной красоты, не безусловной, но высшей.


Палладио для Жолтовского – новая античность. В этой несколько даже экзальтированной убежденности была необычайная сила, которая и позволяла архитектору убедить своих заказчиков соорудить среди стилистически чуждой его экспериментам Москвы неопалладианское здание, а в будущем – продолжить служение духу Палладио и в сложнейшие советские годы, когда убеждать надо было партийно-хозяйственных большевистских руководителей, а не тянущихся к культуре купцов, с удовольствием позволявших зодчему написать на главном фасаде горделивую надпись по-латыни «GABRIELS TARASSOF FECIT» (Гавриил Тарасов сделал).
Источник:http://www.projectclassica.ru/v_o/21_2007/21_2007_o_03a.htm 

Дом Тарасова.

В настоящее время в доме располагается Институт Африки РАН.
Попасть внутрь(если очень повезет!) можно раз в год на День культурного наследия Москвы по предварительной записи.

Дом Тарасова.

В интерьерах дома Тарасова тоже нет возможности говорить о копийности: планировка только очень отдаленно напоминает палаццо Тьене, скорее это Палладио вообще.
Узнаются отдельные «узлы» лестниц, своды, камины, группы колонн, рисунок кессонов деревянных потолков, четверти пилястр в углах, камины.
Созданные постоянным сотрудником Жолтовского художником И. И. Нивинским росписи сводов и потолков, а также живописный фриз большого зала, написанный Е. Е. Лансере, помогают этому «узнаванию» ренессансной Италии, вводят посетителя в круг образов Возрождения.

Дом Тарасова.
«Дом Тарасова.» на Яндекс.Фотках
Дом Тарасова.

В этих залах разного размера, на этих лестницах, странновато затерянных среди переходов, кажется, что попал в Италию, может даже и в Виченцу, но непонятно, в какое палаццо, скорее – в некую неконкретную мысль о палаццо, о жизни среди прекрасной архитектуры, перенесенной, воссозданной, переосмысленной как в результате художественного наития, так и в результате ученой работы с самими итальянскими памятниками и их обмерами.

Дом Тарасова.
«Дом Тарасова.» на Яндекс.Фотках
Дом Тарасова.
«Дом Тарасова.» на Яндекс.Фотках
Дом Тарасова.
«Дом Тарасова.» на Яндекс.Фотках
Дом Тарасова.
 мебель современная,как и многие детали интерьера
Дом Тарасова.
«Дом Тарасова.» на Яндекс.Фотках
Дом Тарасова.
«Дом Тарасова.» на Яндекс.Фотках
Дом Тарасова.
«Дом Тарасова.» на Яндекс.Фотках
Дом Тарасова.
«Дом Тарасова.» на Яндекс.Фотках
Дом Тарасова.
«Дом Тарасова.» на Яндекс.Фотках
Дом Тарасова.
«Дом Тарасова.» на Яндекс.Фотках
Дом Тарасова.
«Дом Тарасова.» на Яндекс.Фотках
Дом Тарасова.

 Обратите внимание на парус в руках ангела.
Плыть против ветра-девиз хозяина дома.

Дом Тарасова.
«Дом Тарасова.» на Яндекс.Фотках
Дом Тарасова.
Пано нынешнего арендатора дома.
Дом Тарасова.
«Дом Тарасова.» на Яндекс.Фотках
Дом Тарасова.
«Дом Тарасова.» на Яндекс.Фотках
Дом Тарасова.
«Дом Тарасова.» на Яндекс.Фотках
Дом Тарасова.

Своды арочного входа дома Тарасова  Сейчас здесь библиотека института.
Дом Тарасова.
«Дом Тарасова.» на Яндекс.Фотках
Дом Тарасова.
«Дом Тарасова.» на Яндекс.Фотках
Дом Тарасова.
Потолки-потолки. Но это самое красивое и подлинное что осталось от интерьеров.
Мебель института простая канцелярская.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках   Большой зал первого этажа

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

  Внутренний дворик дворца.

Это конечно маленькая часть дворца,но спасибо и за это.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
himmelhoh
Feb. 22nd, 2012 06:47 pm (UTC)
Да-а-а-а. Я там была внутри. Тоже фотографировала, но качество - упс. Впечатлило, что сохранились не только потолки, но даже кое-где дверные ручки. Особенно потому что ощутила явный зуд в руках - открутить. ;-)
Дому многое пришлось пережить и то что осталось - уже неплохо, хотя арочный вход жалко.
aroundtree
Feb. 22nd, 2012 07:52 pm (UTC)
жалко.
но библиотека понравилась и библиотекарша)
у вас она экскурсоводила ?
himmelhoh
Feb. 22nd, 2012 09:10 pm (UTC)
Она рассказывала только в самой библиотеке, кажется. Я уж точно не помню. Но интерьеры и, особенно, потолки впечатлили!
himmelhoh
Feb. 22nd, 2012 09:12 pm (UTC)
Мне кажется, что моя аватарка больше соответствует Вашему юзернейму ;-)
aroundtree
Feb. 22nd, 2012 09:32 pm (UTC)
аааа))))ага))))
aroundtree
Feb. 22nd, 2012 09:33 pm (UTC)
у нас была только она.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

Электричой из Москвы...
anothercity
Другая Москва
Website

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com