mc_andreev (mc_andreev) wrote in anothercity,
mc_andreev
mc_andreev
anothercity

Categories:

Большой Черкасский переулок

Сюда я это еще не направлял. Большой Черкасский переулок Китай-города! См. также статью про Третьяковский проезд (она мала, и поэтому отдельно ее не пощу).

Большой Черкасский переулок. В4 (Архитектура)



Фото в полном размере...

История

Название XVIII века, дано по домовладению, принадлежавшему князю П.Б. Черкасскому. До этого вначале именовался Грамотиным переулком по двору дьяка Ивана Грамотина, упомянутого в документе 1638 года, затем, после его передачи в ведение Посольского приказа в XVII веке, стал называться Посольской улицей, и лишь в XVIII веке за переулком закрепилось его нынешнее название. Князь Черкасский жил в XVIII веке, был генералом, а также московским генерал-губернатором (в конце жизни). Дьяк же Иван Грамотин был эпическим деятелем времен Смуты, возглавлял посольский приказ, переходил с одной стороны на другую и в итоге умер своей смертью, что изобличает в нем гениального дипломата и переговорщика.

Что касается Малого Черкасского переулка, то он настолько мал, что отдельно мы его не рассматриваем.


Пространство



Большой Черкасский переулок фото А1



Фото А1 - вид со стороны Ильинки. Сцена перегружена транспортом, потому что слева Минфин. После него слепая боковая стена, которая усугубляет видимую тесноту переулка. Справа - здание, о котором известно только то, что оно было перестроено в 1933-1934 гг. для работавшего в них Центросоюза (кооперативной организации).



Большой Черкасский переулок фото А2



Фото А2 - вид в сторону Никольской от середины переулка. Интенсивная пластика фасадов создает ощущение туннеля.



большой черкасский фото А3



Фото А3 - полукруговой вид с той же точки. Продольный вид оказался малоинформативен, поэтому пришлось дать поперечный.



большой черкасский фото А4



Фото А4 - общий вид изнанки Большого Черкасского переулка. Это место находится в недрах квартала между Большим Черкасским и Богоявленским. Раньше это был внутренний двор усадьбы Хаджи-Косты.



Здания



большой черкасский фото Б1



На фото Б1 - бывшая гостиница под названием "Старо-Ивановская", здание ее в псевдорусском стиле было выстроено по проекту Н. В. Никитина в 1874 г. В этом доме (№ 6/8) работал в 1931-1968 гг. скульптор А. М. Измалков.



большой черкасский фото Б2



На фото Б2 - коленчатый проходной двор, ведущий на Ильинку мимо Минздрава. Рядом находится несколько зданий, образующих разветвленный двор, принадлежавший в начале XIX в. отставному поручику Н. Д. Пашкову, который подарил его в 1810 г. Московскому купеческому обществу с тем, чтобы на доходы от этого дома общество содержало бы в Андреевской богадельне 50 призреваемых. По его фамилии двор долгое время назывался Пашковским. Купеческое общество обстроило его по периметру каменными двухэтажными лавками в аркадах и сдавало их в аренду. Здесь был центр толкучего рынка, "тут был мир лоскутьев, тряпиц, поношенного белья, ломаных вещей, старых книг, сапогов без подошв, чашек без ручек, нищих, мошенников, перекупщиков, бродяг", - так писал в 1832 г. журнал "Телеграф".



В Пашковском или "общественном" дворе кроме лавок были и меблированные комнаты. В таких комнатах жил художник В. Е. Маковский, который видел многих героев своих картин ("Толкучка", "Крах банка") непосредственно у своего жилища. Вечером 15 сентября 1881 г. тут начался большой пожар. Потушить его было невозможно - горели все лавки с товарами, воду приходилось возить из Москвы-реки. Свет от пожара был сильнее света от фонарей даже в Замоскворечье, и газеты сравнивали его с пожаром 1812 г. На месте пожарища в 1882 г. возвели существующие здания по проекту архитектора Б. В. Фрейденберга, который использовал в оформлении фасадов готические мотивы старонемецких, ганзейских торговых строений. В них, кроме конторских и торговых помещений, находились и меблированные комнаты в верхних этажах. Здесь находилось студенческое общежитие 1-го Московского университета, где в 1927-1931 гг. жил поэт Муса Джалиль.



Формы



большой черкасский фото В1



На фото В1 - дом № 13 - часть большого владения Северного страхового общества, которое выходило на Новую площадь, на Ильинку и сюда в переулок, где в 1899 г. архитектором О. Г. Пиотровичем было выстроено существующее здание. Тут в 1930-х гг. помещались редакции журналов "На суше и на море" и "Физкультура и спорт". Рядом - дом, построенный архитектором А. В. Ивановым в 1902-1903 гг. для меховщиков Гуськовых, владельцев большой коллекции лубочных картин. Здесь также надо обратить внимание на великолепные ворота. В зданиях, которые стояли тут ранее, помещалось Вологодское подворье (в конце XVIII в), а в первой половине ХIХв. - Украинское подворье. Здесь был знаменитый на всю Москву ресторан и при нем лавка, называвшиеся по фамилии содержателя Михаила Арсентьева "Арсентьичем". По словам современника, "...лавочка славилась своим гастрономическим товаром - рыба, ветчина, ростбиф, телятина и почки продавались там столь отменные, что за ними ездили из разных концов Москвы. Артисты были неизменными посетителями этого скромного магазина, и Медведеву, Самарина, Садовских можно было встретить там постоянно. Порой у прилавка начинались какие-либо театральные разговоры и длились часами". Гиляровский писал, что это был трактир, "славившийся русским столом, ветчиной, осетриной и белугой, которые подавались на закуску к водке с хреном и красным хлебным уксусом, и нигде вкуснее не было. Щи с головизной у „Арсентьича,, были изумительные, и Гл. И. Успенский, приезжая в Москву, никогда не миновал ради этих щей „Арсентьича,,".



большой черкасский фото В2



Фото В2 - еще более контрастный ракурс той же арки.



Большой Черкасский переулок. В3 (Архитектура) фото В3



На фото В3 - те самые готические мотивы бывших банковских зданий.



Большой Черкасский переулок. В4 (Архитектура) фото В4



На фото В4 - сложный угол в том дворе, где ночлежки были и прочее.



Время



Большой Черкасский переулок. Г1 (Архитектура) фото Г1



На фото Г1 - российский триколор на здании ЦИКа и сопутствующие дряхлые стены.



Большой Черкасский переулок. Г2 (Архитектура) фото Г2



Фото Г2 изображает дивно заброшенный двор бывшей усадьбы Хаджикосты, а ныне - пристанище сомнительных офисов и образцового предприятия Метростроя.



Большой Черкасский переулок. Г3 (Архитектура) фото Г3



На фото Г3 - неформальный объект современного искусства (в той же локации).



Место в действии



Большой Черкасский переулок. Д1 (Архитектура) фото Д1



Фото Д1 - наглядная агитация в дверях французской сырной дырки.



Большой Черкасский переулок. Д2 (Архитектура) фото Д2



Фото Д2 изображает на редкость депрессивный учаток. Помимо якутских бриллиантов, в этой местности потерпело крушение предприятие "Ланта-тур". Исторчиески же здесь располагалось большое владение, бывшее в течение многих лет собственностью князей Одоевских (№ 4). Во дворе находится редкий и малоисследованный памятник архитектуры - главный дом княжеской усадьбы, сохранившийся по крайней мере с XVIII в. Возможно, что он был построен после опустошительного пожара 1737 г., когда сообщалось, что в усадьбе "каменное здание весьма повреждено, так что и починить невозможно".



Усадьбу Одоевские неоднократно пытались продать - в 1777 г. в газете "Московские ведомости" они поместили о продаже своего "двора, в коем три палаты", одна из которых, размером 21 на 7 саженей, "с обоями, блафоном, надверными картинами, зеркалами, столами, подстольями, креслами, паникадилами, стенными подсвешниками, двойными окончинами, исправными печами и комелями", вся шла в продажу. Продали ее только в 1788 г. - губернскому прокурору Ф. К. Яцыну, а он через два года перепродал ее за 29 тысяч рублей владельцу соседнего участка Н. П. Шереметеву. В описях обширных шереметевских владений этот участок долго назывался "Яцынским". Далее, в глубине двора, расположено еще одно здание усадьбы, вероятно, начала XIX в. Над входом сохранился козырек, образец кузнечного искусства, какой уже нечасто можно увидеть в Москве.



В начале XIX в. все обширное владение перешло в руки купцов, нежинских греков Хаджикоста, которые владели им до большевистского переворота. Хаджикоста со многими другими греческими семьями, спасаясь от турецких зверств, переселились из гор. Янина (в Эпире, области в Греции) на Украину, в Нежин. На родине они были искусными ремесленниками в области шелкового, хлопчатобумажного, суконного, коврового производств. Они же торговали тканями, а также драгоценностями. Один из Хаджикоста собрал прекрасную библиотеку, в советское время был арестован и погиб, а библиотека его была конфискована и сохранилась. Она была передана в Историческую библиотеку.



Обширный двор усадьбы Хаджикоста, где раньше был сад, использовался под склад различных товаров. Уже почти в самом конце XIX в., в 1891-1892 гг., по проекту архитектора К. Ф. Буссе был построен по переулку длинный, непритязательный на вид корпус, заменивший собой каменные одноэтажные лавки.



Большой Черкасский переулок. Д3 (Архитектура) фото Д3



На фото Д3 - непонятное сооружение во дворе Хаджикосты. Наверно, доска почета Союзметростроя.



Декор



большой черкасский фото Е1



На фото Е1 - озаренный солнцем верхний угол здания, находящегося на реставрации. За этим строением на углу Малого Черкасского переулка - здание Калязинского подворья (№ 3), принадлежавшего монастырю в городе Калязине. На участке подворья находились трехэтажные здания, занятые дешевыми наемными квартирами, лавками и мастерскими, где, по словам очевидца в прошлом веке занимались "...приготовлением разного носильного платья, преимущественно русского для простого класса людей; а потому жилые помещения в сем доме при бедном их устройстве не отличаются опрятностию и чистотой". На подворье была и домовая церковь во имя Макария чудотворца, разобранная еще в начале XIX в.



Калязинский монастырь владел этим участком до советского времени, и на нем в 1905 г. был построен большой доходный дом по проекту инженера Г. И. Макаева. В 1920-х - начале 1930-х гг. здесь помещались редакции газет "Беднота" и "Комсомольская правда", а потом наряду со многими учреждениями одно из крупных издательств - "Детская литература". Сейчас все в лесах и т.п.



Малый Черкасский переулок выходил к так называемым "проломным" воротам в китайгородской стене, сделанным после заложения Никольских ворот, перед которыми Петр 1 выстроил земляные бастионы. 



Напротив находится представительное здание гостиницы "Шереметевское подворье", выстроенное по проекту А. Ф. Мейснера в 1900 г.



Оно стоит на земле князя Б. К. Черкасского, позднее перешедшей к Варваре Алексеевне Черкасской, вышедшей замуж за П. Б. Шереметева, в роде которого участок оставался до самого переворота 1917 г. На этом участке их сын, Н. П. Шереметев, задумывал выстроить грандиозный театр, проекты которого он заказывал многим архитекторам России и Запада, но вскоре охладел к этой затее и стал строить деревянный дворец-театр в Останкино.



Этот участок, как правило, сдавался внаем, ив 1862 г. один из арендаторов А. А. Пороховщиков выстроил на нем по линии Никольской трехэтажный корпус для гостиницы, называвшейся "Шереметевское подворье", по проекту архитектора А. С. Никитина. В подворье остановился впервые приехавший в Москву будущий живописец М. В. Нестеров.



Люди



Большой Черкасский переулок. Ж1 (Архитектура) фото Ж1



На фото Ж1 видим пробку, прохожих и стражника возле оплота чародейства и волшебства - ЦИКа.



Метафизика



Большой Черкасский соединяет Никольскую и Ильинку в точках, где они почти что уж впадают в площади Лубянки и Ильинских ворот соответсвенно. Вот параллели: "Расстрельный дом" - дом Серпуховского городского общества (по левую руку), ТЦ "Наутилус" (вульгарный новодел) - Московский торговый банк (по правую руку). Очевиден переход от Империи (Никольская) к добротному деловому миру (Ильинка). Империя привносит в Большой Черкасский разрушенное Калязинское подворье и огламуренную до невозможности территорию Шереметьевых. Вблизи Ильинки, напротив, видим строения строгие и добротные, не без эстетических затей, включая Минфин. Точка стокновения - ЦИК и торговый дом Хаджикосты. Торговый дом и двор его принимает на себя тлетворное дыхание Империи, что проявляется в несусветной разрухе, царящей там. ЦИК же, напротив, показательно роскошен и державен. Примечательно, что на месте здания ЦИКа располагалось имение князей Черкасских, давших имя переулку, а в нынешнем здании находилась Русско-Американская компания, управлявшая русскими колониями на Аляске. Короче говоря, облик ЦИКа есть индикатор противостояния Империи со здоровым деловым началом; очень интересно наблюдать!



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments