aroundtree (aroundtree) wrote in anothercity,
aroundtree
aroundtree
anothercity

Categories:

Усадьба фарфорозаводчиков Кузнецовых.(ч.1)

Оригинал взят у aroundtree в Усадьба фарфорозаводчиков Кузнецовых.(ч.1)







История московской городской усадьбы Зарина-Долгоруких-Кузнецовых
по 1-й Мещанской, ныне пр. Мира,дома 39-43.
Фасады и интерьеры.






История московской городской усадьбы по 1-й Мещанской, ныне пр. Мира, стр.1,начинается со второй половины 18 века.
Тогда в Мещанской слободе в приходе Церкви. Св. Филиппа Митрополита располагалось обширное владение,
принадлежавшее премьер-майору Сергею Алексеевича Казловскому.

Усадьба была застроена деревянными строениями с учетом нужд владельцев и окружена обширным садом.
В 1872 году большую часть усадьбы приобретает Титулярный советник Елизар Анисимович Зарин.

Став владельцем обширного городского участка, Зарин по плану архитектора Николая Легренда перестраивает
усадьбу из каменных сооружений, убрав деревянные постройки.
Корпус строений состоял из пяти корпусов по одной линии на 1-й Мещанской.
За домом находился обширный сад с прудом, граница которого проходила по 2-й Мещанской(ныне ул. Гиляровского).


Фасад со стороны пр.Мира.


Один из южных флигелей и составляет основу дома №41,который неоднократно перестраивался владельцами.
Усадьба своей нарядностью и удобным местом расположения привлекала многих.
В 1808 году усадьбу покупает князь Никита Сергеевич Долгорукий, род который по знатности входил в первую часть
Российской родословной книги.
Жена его -Екатерина Гавриловна, урожденная княжна Гагарина.
В усадьбе семья Долгоруких прожила до кончины Никиты Сергеевича.
После его смерти усадьба продана Богородской купеческой жене Марии Николаевне Мурашевой,
а с 1869 года усадьбой владеет Действительный Статский Советник Константин Васильевич Паженкопф,
который прожил в ней 5 лет.


Фасад с внутренней стороны.Левая часть.

Новая история усадьбы начинается со времени ее приобретения семьей Матвея Сидоровича Кузнецова.
В октябре 1874 года усадьба приобретается на имя жены Надежды Вуколовны.
Переехав на 1-ю Мещанскую, Надежда Вуколовна сразу же начала перестраивать усадьбу.
Были привлечены самые лучшие архитекторы: И.Иванов, В.Кузнецов, Ф.Шехтель.



В последней реконструкции и перестройке усадьбы, продолжавшейся постоянно до 1902 года принимали участие
лучшие архитекторы Москвы : Иван Сергеевич Кузнецов (однофамилец владельцев),Василий Григорьевич Иванов,
известный в то время архитектор  Роман Федорович Мельцер.
Большой вклад в оформление усадьбы внес архитектор Федор Осипович Шехтель, построивший в 1880-х годах
столовую с уникальным оформлением интерьера в » русском стиле» с изображением над камином панно «Жар птица»,
настенных панно, отделанных цветными плитками из керамических материалов.
С особой тщательностью было продумано освещение и обстановка в столовой.
За работу над столовой «в русском стиле» Ф.О.Шехтель был представлен к академическому званию.
По его проекту построен особняк в готическом стиле - дом № 43 по пр. Мира для семьи старшего сына
Матвея Сидоровича Кузнецова -Николая, а также молельня-часовня в честь Св. Апостола Матвея.


Фасад с внутренней стороны.Ассиметричная правая часть.

Шехтелю принадлежит идея многофасадности дома № 41 в стиле модерн. Однако в документах по  41 дому,
касающихся общей концепции перестройки усадьбы, подписи Ф.О Шехтеля не обнаружено.



Ассиметричная,разноплановая планировка дома.
Во двор выходили окна комнаты с зелеными изразцами, их изготавливали на одном из заводов
«Товарищества» М.С. Кузнецова.


На этом месте была усадьба Кузницовых,парадный въезд в усадьбу.

Несмотря на многие перестройки, усадьба сохранила особенности русского стиля.
В конце 19 века Сергеем Тимофеевичем Коненковым (в те годы студентом, а в последствии ставшим всемирно
известным скульптором)на доме №41 по пр.Мира выполнены по верхнему бордюру кариатиды и на фасаде дома
великолепные атланты, а в интерьере два камина -один белокаменный, второй под дуб.

От всей усадьбы остались только дом № 41 и дом № 43,ныне перестроенный и утративший вид отдельного особняка.



На этих фотографиях еще есть ворота и старые постройки усадьбы.



Следующий этап истории дома №41 начинается с 1918 года после национализации усадьбы.
Дом был передан Управлению домового комитета, который сдавал квартиры различным организациям.
Всероссийский комитет водного хозяйства и другие организации, а позднее использовался под жилье.



В 1980 годах подготовка к Олимпиаде в Москве. Строился известный Олимпийский комплекс, который хорошо
обозревался со стороны пр. Мира. Дом закрывал панораму. Нависла угроза его существованию. Окончательная точка в
судьбе дома была поставлена в 1978 году :усадебный комплекс по пр. Мира д.41 был занесен в реестр как вновь
выявленный  Памятник архитектуры 18-19 веков –особняк Н.В Кузнецовой.



При усадьбе была и домовая церковь с фарфоровым иконостасом.Домовую церковь ликвидировали в 1924-м.



Здесь видна часть парадных ворот усадьбы.И понятна  логика расположения атлантов в этом месте.Они как бы приглашали в дом.





В доме на этом участке до своей вынужденной эмиграции жил скульптор Э. И. Неизвестный.



Сколько лет смотрю на эту вывеску "Аптека" и удивляюсь безвкусице и наглости коммерсантов.
Остальные вывески не лучше ,но хоть скромнее.

 За домом № 41 построено большое служебное здание метрополитена со встроенным в него вестибюлем радиальной станции "Проспект Мира".

"От многих строений кузнецовской усадьбы остались лишь два, стоящие по обе стороны от нового вестибюля станции
метро "Проспект Мира" (вестибюль стоит на месте дома князя Долгорукова).
Здание слева (N 41) составлено из нескольких разновременных частей: его крайние части являются флигелями старой,
конца XVIII в., усадьбы, а центральная часть встроена в 1893 г. молодым и позднее известным архитектором
И. С. Кузнецовьм. В 1898 г. другой архитектор, В. Г. Иванов, надстраивает все сооружение вторым этажом
и изменяет фасад. Мощные фигуры атлантов лепил скульптор С. Т. Коненков." (Романюк С.К)Мещанская слобода.

В 1988 году особняк был передан в долгосрочную аренду Московскому фонду культуры.
Реставрация памятника истории и архитектуры была завершена к 850 летию Москвы.



"Другой кузнецовский особняк, построенный по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля, находится по правую сторону
от вестибюля метро. (Желтое здание)
В 1891 г. Шехтель еще молодым начинает работать для Кузнецовых, выполняя небольшие заказы по проектированию и
строительству дворовых строений. Через пять лет ему уже поручают возведение роскошного особняка - это нынешний
дом N 43 с готическими деталями, испорченный надстройкой двумя этажами и совсем запущенный в последнее время.
После большевистского переворота кузнецовский особняк занимал Совет главного артиллерийского
управления Красной армии."(Романюк).



 Вплотную к дому № 43 был пристроен дом 45 в 1938 году, был "обрезан" готический чепец на центральном фасаде,
сверху появился еще один, глухой этаж.



Я попыталась охватить все пространство бывшей усадьбы от дома 41 до дома 43,довольно обширное владение оказалось.
Если участь ,что в ширину оно простиралось до 2 Мещанской(ул.Гиляровского)

Но вернемся пока к дому № 41.Вот так он выглядит сейчас.Весь в рекламе,нелепых вывесках,граффити,кондиционерах,
с огромным экраном в голове на крыше.Бедный дом. Со стороны кажется он согбенным рыцарем,который сейчас
разогнется и разметает весь этот хлам, на него навешанный.
Когда я была последний раз,к нему крепили подсветку! Наверно,чтобы подсветить рекламу в темное время суток.



Матвей Сидорович Кузнецов — «фарфоровый король», самый известный и титулованный из рода Кузнецовых.
Награждён орденами св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й степени,
с 1902 г. — «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
 Склады «Товарищества» находились в десяти крупнейших городах России.
Продукция «фарфоровой империи Кузнецовых» отличалась высоким качеством и была отмечена
Большими золотыми медалями на выставках в Париже (1900 г.) и Ташкенте (1890 г.),
дипломами Гран-при на выставках в Париже (1900 г.) и Реймсе (1903 г.),
медалями разных достоинств в последующие годы.
Фарфоровые и фаянсовые изделия фирмы пользовались большим спросом в Турции,
Персии, Болгарии, Японии, Америке, Австрии, Индии и других странах.

Товарищество М.С. Кузнецова владело торговым домом в Москве на Мясницкой улице, 8,
построенным в 1898—1903 годах по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля.

Весь музей форфорозаводчиков Кузнецовых уместился в настенном шкафу его дома.



Прадедом М. С. Кузнецова был Яков Васильевич Кузнецов, который основал
фарфоровое производство в районе Гжели в 1812 году.
Сын Якова Васильевича Терентий Яковлевич Кузнецов продолжил династию
российских промышленников.
У него, в свою очередь, было три сына Сидор, Анисим и Емельян.
Сидор Терентьевич основал в 1841 году Рижскую фарфоро-фаянсовую фабрику,
которая после его смерти в 1872 году перешла к сыну Матвею Сидоровичу.



К 1898 году «Товарищество» стало крупнейшим в Европе, а в начале XX века на фабриках «Товарищества»
производилось около 2/3 российского фарфора.
В 1902 году Кузнецову было пожаловано звание Поставщика Двора Его Императорского Величества.
Кузнецовский фарфор сбывался не только в пределах России, но и в Персии, Румынии, Турции, Афганистане.



В 1903 году основной капитал товарищества составлял 3,9 млн. руб., к 1913 году — был увеличен до 5 млн. руб.,
баланс составлял почти 19 млн. руб..
Общая численность рабочих на предприятиях достигла 12,5 тыс. человек.
В 1918 году после Октябрской революции
 все предприятия «Товарищества», кроме Рижской фабрики, были национализированы.
Последняя была национализирована СССР в 1940 году.











Проспект Мира очень оживленная улица города,поэтому особняк пропыленный.









Что-то мне подсказывает,что балкон протек не от дождя.










В доме до недавнего времени располагался банк,сечас он съехал и дом стоит пустой.
Еще осталось банковское оборудование.
На первом этаже, по обе стороны от коридора, располагались четыре зала.
Нам позволили посмотреть два.
Первый – с дубовым камином; стены и потолок оформлены дубовыми панелями.
Второй – с мраморным камином (стены украшает тонированный лепной декор).









Беломраморный камин работы Коненкова.







Второй зал с великолепным окном в деревянной раме, прямо напротив камина.





В стене небольшое зеркальное окно,смотреться в него можно только сидя.



Деревянный камин работы Коненкова.



Камин действующий.







В потолке,рисунке на бордюре панелей прослеживается почерк Ф.Шехтеля.















Вот эту фотографию я нашла в интернете,на сайте oldmos.ru но эту комнату мы не видели.Может она на втором этаже?
Но нас туда не приглашали.





Продолжение в следующем посте.http://aroundtree.livejournal.com/91863.html

Информация взята со стенда музейного уголка,фото автора.

О Кузнецовых можно почитать :здесь и здесь


 



Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments