oganiok (oganiok) wrote in anothercity,
oganiok
oganiok
anothercity

Categories:

Об известном доме и его хозяине

По посту от oganiok  О доме и его хозяине-фарфоровом короле России
   Всё началось с этого дома, мимо которого я теперь по роду своей деятельности довольно часто хожу. Прежде бывало, что посещала и Художественный салон с его обратной стороны.
Узнали? Этот дом на проспекте Мира знаком, наверное, многим москвичам. Другое дело, в спешке порой, мы не обращаем внимания на интересные дома и не интересуемся их прежними обитателями… Так получилось, что, прочтя историю постройки этого особняка, я познакомилась с выдающейся личностью Матвеем Сидоровичем Кузнецовым и вообще прочла много интересного об истории производства фарфора в России.

Но в начале о доме.
В конце XVIII века в приходе церкви святителя Филиппа, митрополита Московского (ул. 1-я Мещанская), располагалось обширное владение, принадлежавшее премьер-майору С.А. Козловскому. Несколько раз усадьба меняла хозяев, но история каменного дома с флигелями началась, когда его приобрела "жена потомственного почетного гражданина Рижского 1-й гильдии купца Надежда Викуловна Кузнецова” – жена известного фарфорозаводчика М.С. Кузнецова.
В 1890 годах, получив разрешение на перестройку приобретенной усадьбы, она пригласила для осуществления своей мечты уже известного к тому времени архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Он с удовольствием взялся за данный проект. Зодчий решил сделать из разрозненных построек единый усадебный комплекс, и это ему блестяще удалось. Здание приняло вид, близкий к современному. Атланты, поддерживающие правый выступ ризалита, и лепнина выполнены они были молодым студентом художественной студии им. Строганова Сергеем Коненковым, будущим народным художником СССР.
Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us
Прекрасные интерьеры дома можно посмотреть вот ЗДЕСЬ
При усадьбе была и домовая церковь с фарфоровым иконостасом. Строительство дома было завершено в 1902 году… В 1918 году, после всеобщей национализации, усадьба была передана управлению домового комитета, который сдавал квартиры в нем различным организациям. Домовую церковь ликвидировали в 1924-м. В конце 70-х годов в Москве началась подготовка к Олимпиаде-80. Строился Олимпийский комплекс, который хорошо обозревался со стороны проспекта Мира. Дом Кузнецова закрывал панораму, и его хотели снести. К счастью, это не произошло. Нашлись люди, неравнодушные к истории города и предотвратили варварство.
Теперь собственно, о хозяине дома Матвее Сидоровиче Кузнецове(1846-1911) - российском промышленнике и предпринимателе конца XIX — начала XX веков, владельце «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова»— «фарфоровом короле», самом известном и титулованном из рода Кузнецовых. Награждён орденами св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й степени, с 1902 г. — «Поставщик Двора Его Императорского Величества

Сегодня «кузнецовский» фарфор - антиквариат, а в России конца XIX - начала ХХ веков заводы «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова» в Дулево, Вербилках, Новгороде, Риге выпускали «предметы домашнего обихода» - относительно недорогой фарфор для широкого потребителя. Матвей Кузнецов поставлял его по всей России. Он не просто продолжил дело своего отца и деда, а вывел его на качественно новый уровень: значительно увеличил мощности заводов, доставшихся ему по наследству, приобрел новые, расширил ассортимент, рынки сбыта, успешно конкурировал с лучшими производителями Европы и Востока.
Начало «хрупкой» династии Кузнецовых, делом жизни представителей которой надолго стал фарфор, положил Яков Васильевич, деревенский кузнец. На берегу реки Дорки, у деревни Гжель за два года до нашествия Наполеона он открыл мелкое кустарное производство фарфора. Сын Терентий расширил дело отца, построив в местечке Дулево Владимирской губернии завод с сортировочным цехом, мастерской для росписи и складом.
Настоящего масштаба фарфорово-фаянсовый бизнес достиг во второй половине XIX в. при Матвее Кузнецове, который после смерти отца в возрасте 18 лет становится единоличным владельцем всех заводов семьи.Впрочем, нельзя сказать, чтобы юный наследник не был готов взять бразды правления в свои руки. Обучение на дому, коммерческое училище, три года практики под чутким руководством управляющего на семейной Рижской фабрике не пропали даром.
Его целью стало создание монополии всех частных фарфоровых заводов России. В 1870-м он покупает у А.Я.Ауэрбаха один из лучших в стране заводов в селе Кузнецово (ныне Конаково), проводит его реконструкцию, вдвое увеличивает число рабочих. Ко второй половине XIX века М.С. Кузнецов - владелец 18 предприятий в Российской империи, крупнейший поставщик фарфора, фаянса, майолики на мировом рынке. В 1889 году было учреждено «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» с правлением в Москве.

Но его хозяин не собирался останавливаться на достигнутом: не давала покоя слава знаменитого завода Гарднера - лучшего фарфорового предприятия страны. В 1892-м Матвей Кузнецов заключил торговую сделку с его владелицей Е.Н.Гарднер, скупив все, в том числе фабричные модели, формы, рисунки, образцы. Особый договор подтверждал право нового хозяина ставить на изделиях, вывесках, счетах герб и фирменный знак завода «Гарднер», его награды и медали. Отныне слава Гарднера принадлежала Кузнецову, ставшему, наконец, монополистом частного фарфора.
Ежегодно заводы Товарищества М.Кузнецова выпускали две трети всего производства отрасли. В Петербурге, Москве, Одессе, Харькове, Варшаве действовали 15 постоянных торговых центров. Торговля шла на 12 российских ярмарках, а также в Персии, Турции и на Балканах.





.

В старообрядческих Гуслицах, в приходах других церквей российских городов особым спросом пользовались фаянсово-эмалевые иконостасы, главки, кресты, подсвечники, киоты, рамки к иконам, изготовленные на заводах Кузнецовых.

Основных покупателей кузнецовской продукции - крестьян - привлекал товар дешевый и неяркий, а горожан - средняя цена посуды, по росписи похожей на дорогую «дворянскую».
Вот сервиз из Дулевского краеведческого музея с характерным народным рисунком «агашки»,
поскольку большинство мастериц в Дулево звали Агафьями, отсюда и название
В 1872 году «Товарищество М.С.Кузнецова» получило право ставить на своих изделиях тогдашний «знак качества» - Государственный герб. Как лучший из лучших в своей отрасли Матвей Кузнецов имел звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Свидетельство мировой славы - золотые медали на всемирных парижских выставках в 1889 и 1890 годах, «Гран-при» на выставках в Реймсе и Льеже.Своей цели он добивался с редким упорством и последовательностью. И спустя 40 лет ее достиг. В конце XIX в. в собственности крупнейшего поставщика фарфора, фаянса, майолики — 18 заводов, пять из которых производят продукции на 2 млн руб., в то время как объем производства остальных 47 заводов составляет «всего» 4,5 млн руб.
«Сегодня — цель, завтра — отправная точка», — уверял английский историк Томас Карлейль. Матвею удалось покорить не только восточный рынок и продавать свои изделия в Персии,

Турции, Афганистане, искушенной Европе, но и завоевать (не без хитрости, конечно) рынок родины фарфора — Китая.
В 1920-е годы варвары уничтожили могилу промышленника, разграбили дом в Москве, устроив раздачу для всех желающих вещей, принадлежавших Кузнецовым. Очередь за ними тянулась вдоль улицы; среди вещей, сваленных в подвал, были шляпы, цилиндры и много книг. Все ценное было передано в ВЧК. В 1922 г. была разгромлена домашняя церковь Кузнецовых. Из молельной «в пользу голодающих» было изъято множество драгоценных камней, более 100 серебряных риз с икон весом более трех пудов. Серебро грузилось на машины, утрамбовывалось ногами. Кузнецовы после национализации их предприятий остались практически нищими, так как все свои средства хранили в отечественных банках...

Я прочла много интересного о том, как вел свои коммерческие дела Матвей Сидорович Кузнецов.
И хочу посвятить этому свой следующий пост.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments