aroundtree (aroundtree) wrote in anothercity,
aroundtree
aroundtree
anothercity

Categories:

Большой театр. ч 1

Оригинал взят у aroundtree в Большой театр. ч 1







Большой театр начинался как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова.
28 марта 1776 г. императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей,
маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет.
Эта дата считается днем основания московского Большого театра.
На первом этапе существования Большого театра оперная и драматическая труппы составляли
единое целое.
Состав был самым разнообразным: от крепостных артистов — до приглашенных из-за границы звезд.


Театральная,ранее Петровская площадь.Большой и Малый театры.
Прозрачные павильоны перед театром. Это запасные входы в новое подземное пространство.
Там расположен концертный зал, где  проходят камерные концерты и репетиции хора Большого театра.


В формировании оперно-драматической труппы большую роль сыграл Московский университет
и учреждённые при нём гимназии, в которых давалось хорошее музыкальное образование.
Были учреждены Театральные классы при Московском воспитательном доме,
которые также поставляли кадры в новую труппу.



Содержание спектаклей и «увеселений» было делом финансово обременительным,
и князь Петр Урусов разделил свою «привилегию» с компаньоном — обрусевшим англичанином
Майклом Медоксом, эквилибристом, театральным механиком и «лектором», демонстрировавшим
разного рода оптические приборы и прочие «механические» чудеса.



Первое здание театра было построено на правом берегу реки Неглинки.
Оно выходило на улицу Петровка, отсюда театр и получил свое название —
Петровский (впоследствии его будут называть Старым Петровским театром).
Его открытие состоялось 30 декабря 1780 г.



Давали торжественный пролог «Странники», написанный А. Аблесимовым, и большой
пантомимический балет «Волшебная школа», поставленный Л. Парадизом на музыку Й. Старцера.
Затем репертуар формировался преимущественно из русских и итальянских комических опер
с балетами и отдельных балетов.


Величие театра подчёркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью,
в 1820-е называвшейся Петровской, но вскоре переименованной в Театральную.


Петровский театр, возведенный в рекордные сроки — меньше, чем за полгода, стал первым
построенным в Москве публичным театральным зданием такой величины, красоты и удобства.
К моменту его открытия князь Урусов, правда, уже был вынужден уступить свои права компаньону,
и в дальнейшем «привилегия» была продлена только одному Медоксу.



Однако и его ожидали разочарования. Вынужденный постоянно испрашивать займы у Опекунского совета,
Медокс не вылезал из долгов. К тому же, и мнение властей — ранее весьма высокое — о качестве его
антрепренерской деятельности изменилось радикально.
В 1796 г. срок личной привилегии Медокса истек, так что и театр, и долги по нему были переданы
в ведение Опекунского совета.

В 1802-03 гг. театр был отдан на откуп князю М. Волконскому, владельцу одной из лучших московских
домашних театральных трупп. А в 1804 г., когда театр вновь перешел в ведение Опекунского совета,
Волконский фактически был назначен его директором «на жалованье».


После реставрации колесницы (квадриги) Аполлона работы скульптора Петра Клодта, скульптура обрела
исторический вид — фигуре Аполлона вернули венок, который он держит в руке, пряжку на плащ и фиговый листок.


«Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства,
огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком,
на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице,
неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену,
которая ревниво отделяет его от древних святынь России!»
М. Лермонтов, юношеское сочинение «Панорама Москвы»

Уже в 1805 г. возник проект создать в Москве театральную дирекцию «по образу и подобию» петербургской.
В 1806 г. он был реализован — и московский театр обрел статус императорского, перейдя в ведение единой
Дирекции императорских театров.

В 1806 г. школа, которую имел Петровский театр, была реорганизована в Императорское Московское театральное
училище для подготовки артистов оперы, балета, драмы и музыкантов театральных оркестров
(в 1911 г. оно стало хореографическим).


 В нишах музы Эрато и Терпсихора.

Осенью 1805 г. здание Петровского театра сгорело. Труппа стала выступать на частных сценах.
А с 1808 г. — на сцене нового Арбатского театра, построенного по проекту К. Росси.
Это деревянное здание тоже погибло в огне пожара — во время Отечественной войны 1812 г.



В 1819 г. был объявлен конкурс на проект нового здания театра. Победил проект профессора
Академии художеств Андрея Михайлова, признанный, однако, слишком дорогостоящим.
В результате, московский губернатор князь Дмитрий Голицын приказал архитектору Осипу Бове
исправить его, что тот и сделал, причем, значительно улучшив.



В июле 1820 г. началось строительство нового здания театра, которому предстояло стать центром
градостроительной композиции площади и прилегающих улиц. Фасад, украшенный мощным портиком
на восьми колоннах с большой скульптурной группой — Аполлоном на колеснице с тремя конями,
«смотрел» на строившуюся Театральную площадь, что способствовало ей много к украшенью.



В 1822–23 гг. московские театры были выделены из общей Дирекции императорских театров
и переданы в ведение московского генерал-губернатора, получившего полномочия назначать
московских директоров императорских театров.



6 января 1825 г. состоялось торжественное открытие нового Петровского театра — куда большего,
чем утраченный старый, и потому названного Большим Петровским.
Исполнялись написанный специально по случаю пролог «Торжество муз» в стихах (М. Дмитриева),
с хорами и танцами на музыку А. Алябьева, А. Верстовского и Ф. Шольца, а также балет «Сандрильона»
поставленный приглашенной из Франции танцовщицей и балетмейстером Ф.В. Гюллень-Сор
на музыку ее мужа Ф. Сора.



В 1842 г. московские театры были вновь отданы в подчинение общей Дирекции императорских театров.
Директором тогда был А. Гедеонов, а управляющим Московской театральной конторой назначили
знаменитого композитора А. Верстовского. Годы, когда он был «у власти» (1842–59), получили
наименование «эпохи Верстовского».

И хотя на сцене Большого Петровского театра продолжали ставить драматические спектакли,
однако все большее место в его репертуаре стали занимать оперы и балеты.
Ставились произведения Доницетти, Россини, Мейербера, молодого Верди, из русских композиторов —
и Верстовского, и Глинки (в 1842г. состоялась московская премьера «Жизни за царя»,
в 1846 г. — оперы «Руслан и Людмила»).



Здание Большого Петровского театра просуществовало почти 30 лет.
Но и его постигла все та же печальная участь: 11 марта 1853 в театре вспыхнул пожар,
который продолжался три дня и уничтожил все, что мог.
Сгорели театральные машины, костюмы, музыкальные инструменты, ноты, декорации...
Почти полностью было уничтожено и само здание, от которого остались только
обгорелые каменные стены и колонны портика.



В конкурсе на восстановление театра приняли участие три видных
российских архитектора. Выиграл его профессор Петербургской
Академии художеств, главный архитектор императорских театров
Альберт Кавос. Он и специализировался в основном на театральных
зданиях, прекрасно разбирался в театральной технологии
и в проектировании многоярусных театров со сценой-коробкой
и с итальянскими и французскими типами лож.



Восстановительные работы продвигались стремительно.
В мае 1855 г. была закончена разборка руин и началась реконструкция здания.
А в августе 1856 г. оно уже распахнуло свои двери для публики.
Подобная скорость объяснялась тем, что строительство необходимо
было завершить к торжествам по случаю коронации императора Александра II.
Большой театр, практически выстроенный заново и с весьма значительными
изменениями по сравнению с прежним зданием,
открылся 20 августа 1856 оперой «Пуритане» В. Беллини.



Общая высота здания увеличилась почти на четыре метра. Несмотря на то, что сохранились портики
с колоннами Бове, облик главного фасада довольно сильно видоизменился. Появился второй фронтон.
Конная тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы. На внутреннем поле фронтона
появился алебастровый барельеф, представляющий собой летящих гениев с лирой. Изменились фриз
и капители колонн. Над входами боковых фасадов были установлены наклонные козырьки на чугунных столбах.



Но главное внимание театральный архитектор, разумеется, уделил зрительному залу и сценической части.
Во второй половине XIX века Большой театр считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам.
И этим он был обязан мастерству Альберта Кавоса, спроектировавшего зрительный зал как огромный музыкальный
инструмент.
Деревянные панели из резонансной ели пошли на отделку стен, вместо железного потолка был сделан деревянный,
и живописный плафон был сложен из деревянных щитов — в этом зале все работало на акустику.
Даже декор лож, выполненный из папье-маше. Ради улучшения акустики зала Кавос к тому же засыпал помещения
под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера.


Интерьер Белого фойе. Прежде оно было названо по цвету стен. Сейчас вернулись росписи,
прежде закрашенные, вставки под розовый мрамор. На перилах вновь сияют белоснежные вазы
из алебастра - копии утраченных.


Значительно расширилось пространство зрительного зала, что позволило сделать аванложи —
маленькие гостиные, обставленные для приема визитеров из партера или лож, расположенных по соседству.
Шестиярусный зал вмещал почти 2300 зрителей. С обеих сторон возле сцены располагались литерные ложи,
предназначавшиеся для царской фамилии, министерства двора и дирекции театра.
Парадная царская ложа, немного выступающая в зал, стала его центром, противоположным сцене.
Барьер Царской ложи поддерживали консоли в виде согнутых атлантов.
Малиново-золотое великолепие поражало всех, кто входил в этот зал, — как в первые годы
существования Большого театра, так и десятилетия спустя.



Как и большинство зданий на Театральной площади, Большой театр был построен на сваях.
Постепенно здание ветшало. Осушительные работы понизили уровень грунтовых вод.
Верхняя часть свай сгнила, и это вызвало большую осадку здания.
В 1895 и 1898 гг. был произведен ремонт фундаментов, который на время помог приостановить
происходящие разрушения.

Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 г.
И уже 13 марта открылся Государственный Большой театр.



После Октябрьской революции не только фундаменты, но и само существование театра оказалось
под угрозой. Несколько лет ушло на то, чтобы власть победившего пролетариата навсегда оставила
идею закрыть Большой театр и погубить его здание.
В 1919 г. она присвоила ему звание академического, что по тем временам еще не давало гарантию
даже на безопасность, поскольку уже через несколько дней вновь горячо дебатировался вопрос
о его закрытии.

Однако в 1922 г. правительство большевиков все-таки находит закрытие театра хозяйственно
нецелесообразным. К тому времени оно уже вовсю «приспосабливало» здание к своим нуждам.
В Большом театре проходили Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна.
И образование новой страны — СССР — тоже было провозглашено со сцены Большого театра.



Еще в 1921 г. специальная правительственная комиссия, обследовав здание театра, нашла его
состояние катастрофическим. Было решено развернуть противоаварийные работы, руководителем
которых был назначен архитектор И. Рерберг.
Тогда были укреплены основания под кольцевыми стенами зрительного зала, восстановлены
помещения гардеробов, перепланированы лестницы, созданы новые репетиционные залы
и артистические уборные. В 1938 г. была произведена и капитальная реконструкция сцены.

     

Генеральный план реконструкции Москвы 1940-41 гг. предусматривал снос всех
домов за Большим театром вплоть до Кузнецкого моста.
На освободившейся территории предполагалось построить необходимые для работы
театра помещения. А в самом театре должна была быть налажена пожарная безопасность
и вентиляции. В апреле 1941г.Большой театр был закрыт для проведения необходимых
ремонтных работ.
А через два месяца началась Великая Отечественная война.

Часть коллектива Большого театра уехала в эвакуацию в Куйбышев, часть осталась в Москве
и продолжила играть спектакли на сцене филиала. Многие артисты выступали в составе
фронтовых бригадах, другие сами ушли на фронт.


Стены и потолок расписаны в технике Гризайль.Она выполняется в разных оттенках одного цвета,
что создает впечатление выпуклого рисунка лепных изображений.


22 октября 1941 г. в четыре часа дня в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна
прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные
разрушения в вестибюле. Несмотря на тяготы военного времени и страшный холод,
зимой 1942 г. в театре начались восстановительные работы.

И уже осенью 1943 г. Большой театр возобновил свою деятельность постановкой оперы
М. Глинки «Жизнь за царя», с которой сняли клеймо монархической и признали патриотической
и народной, правда, для этого понадобилось пересмотреть ее либретто и дать новое благонадежное
название — «Иван Сусанин».

 

 В 1987 г. постановлением Правительства страны было принято решение о необходимости срочной
реконструкции Большого театра. Но всем было ясно, что в целях сохранения труппы театр не должен прекращать
свою творческую деятельность. Нужен был филиал. Однако прошло восемь лет прежде, чем был заложен первый
камень в основание его фундамента. И еще семь прежде, чем здание Новой сцены было построено.



29 ноября 2002 г. Новая сцена открылась премьерой оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова,
постановкой вполне соответствующей духу и предназначению нового здания,
то есть новаторской, экспериментальной.

В 2005 г. Большой театр закрылся на реставрацию и реконструкцию.



 К моменту начала нынешней реконструкции износ здания составлял по разным оценкам
от 50 до 70 процентов.Реконструкция продлилась с 1 июля 2005-го по 28 октября 2011 г.



Подготовительные работы для предстоящей реконструкции, в ходе которых от исторического
здания остались только три несущих стены — главный фасад и боковые, а под фундаментом
был вырыт гигантский котлован глубиной более 30 метров, сильно затянулись.
На протяжении четырёх лет постоянно менялись субподрядчики производимых работ,
создавались фирмы-однодневки. Всё это привело к колоссальным хищениям государственных средств.
В сентябре 2009 года СКП России возбудил уголовное дело о необоснованном расходовании средств.
По данным Счётной палаты, за период реконструкции Большого театра её стоимость выросла в 16 раз,
а по словам министра культуры А. А. Авдеева на март 2011 года превысила 20 млрд рублей (500 млн €),
что, якобы, было в первую очередь связано с сильным подорожанием цемента и кирпича (?!).
По предварительной оценке, общие затраты госбюджета на проведение реконструкции составили
21 млрд рублей. В день гала-концерта была озвучена уточнённая цифра — 24,2 млрд рублей,
из них на механизацию театра 11 млрд рублей.
28 октября 2011 года состоялся гала-концерт торжественного открытия,
2 ноября 2011 года — премьерный спектакль.

В Большом театре побывала комиссия ЮНЕСКО. Эксперты остались довольны воссозданными
старинными интерьерами, двукратным увеличением площади театра (с 40 до 80 тысяч квадратных метров)
и использованными в механизме сцены новыми технологиями.

Среди новых достоинств Большого театра строители отмечают следующие достижения:
-Общая площадь театра увеличена с 40 до 72 тысяч квадратных метров.
-Стала возможной трансформация геометрии оркестровой ямы в зависимости от состава оркестра
и исполняемого репертуара.
-Восстановлена идеальная акустика, изготовленная из резонансных елей в сотрудничестве с немецкими
специалистами. Её совершенство подтвердил, например, Пласидо Доминго, немного опробовавший звучание
голоса ещё до официального открытия сцены.Для восстановления акустики архитекторам потребовалось убедить
Общество охраны памятников в целесообразности демонтажа подведённого в 1920-е годы под зал
и оркестровую яму бетонного «зонтика Рерберга».
-Решена проблема устойчивости здания, в сотрудничестве со специалистами института Подземпроект —
создана примерно равная по объёму надземной подземная часть здания, работающая, «по сути, как некий
пьедестал, несущий на себе историческое здание и опирающийся, в свою очередь, на устойчивые материковые слои».
-Количество репетиционных помещений увеличено, а общая предназначенная для артистов площадь стала
в 4 раза больше площади, предназначенной для публики (до реконструкции это соотношение было 1:1)
-Обновлены светотехника и механизмы сцены.
-Полностью открыты для посещения публики все залы и фойе театра, как это было до советского времени.
-Новое покрытие балетного пола выполнено в сотрудничестве с британскими ортопедами, имеющими
опыт работы с балетом Ковент-Гардена.
-Новая напольная метлахская плитка для вестибюля, изготовленная той же европейской фирмой,
что поставляла её Большому театру в XIX веке.

Скандалы и конфликты вокруг реконструкции. 


Продолжение 

ЖЖ  ограничивает размер записи,увы.







Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments