Ekaterina (katik_07) wrote in anothercity,
Ekaterina
katik_07
anothercity

Categories:

"Мода в зеркале истории. XIX-XX вв"

Несколько дней назад совершенно случайно узнала, что до 8 октября в Музее Москвы проходит выставка "Мода в зеркале истории. XIX-XX вв". Очень интересная и красивая выставка, настоятельно рекомендую посетить!



На двух этажах площадью более 2500 кв.метров представлены экспонаты из фондов Музейного объединения "Музей Москвы" и частного собрания Александра Васильева. Всего около 300 костюмов, 500 аксессуаров, ретроавтомобили, мебель, швейные машинки и другие предметы быта того времени.
Большинство экспонатов из женского гардероба, так как по мнению Александра Васильева, именно женский костюм отражает веяния эпохи и модные тенденции.




В начале XIX века русская аристократия во всем подражала Франции: говорила и одевалась по-французски. Русские модницы копировали стиль "ампир".



Преобладали платья-сорочки с высокой линией талии из английского полупрозрачного хлопка.



Французская императрица Жозефина ввела в обиход дорогие шали, сумочки-ридикюли из бисера, веера с ручной росписью, шелковые туфельки.


Веера в стиле "Ампир", гребни-диадемы.










Зонтик. Шелк, кружево, шантильи, слоновая кость, кораллы.
Франция, 1850-1860-е годы.



Зонтик. Дерево, шелк, вышивка бисером.
Германия, 1850-е годы.






"Теперь начинают носить двойные платья, так что первая юбка делается совсем без хвоста - только доходит до полу, а сверху надевается трен, открытый спереди, закругленный с боков; его можно грациозно драпировать на первой юбке или оставить расстилаться во всю длину или, наконец, подбирать на руку... Почти все платья сколько-нибудь нарядные подбираются сзади пуфом..." ("Модный магазин", 1869, №3).

Подобные наряды из коллекции Александра Васильева представлены на выставке.





После отмены крепостного права дворянство приходит в упадок, зато "поднимается" купечество.
В 1860-х появляется совершенно иной типаж дам, а соответсвенно, и моды. Одежда становится менее женственной, более броской. Женщины из купеческого сословия считали, что одежда в первую очередь должна привлекать внимание. Это противоречило изысканному вкусу дворянства.


Жакет (казакин). Шелковая жаккардовая тафта, оборки.
Россия, 1870-е годы.


1870-е годы – эпоха тюрнюров (приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре).


Платье дамское. Шелковый репс, отделка бархатом, оборки-плиссе из основной ткани, ленточное и игольное кружево.
Франция, 1875г.



Веера-опахала в стиле "Японизм". Шелк, гуашь, золоченое дерево.
Франция, 1860-е годы.



Платье (справа) для приемов. Шелковый муар-антик, шелковый репс, отделка кружевом, оборки с бахромой.
Европа, 1878г.





В центре платье дамское свадебное из трех предметов (лиф, юбка, трен).
Москва, 1880-е годы.




В 1880-х года в моде нежные и спокойные тона. На выставке можно увидеть платье с треном (длинное заднее полотнище юбки) нежно-розового цвета из фонда музея. Такие платья шили к помолвке, и потом они были частью приданого невесты.

Во второй половине1890-х женские наряды стали более строгими. Главным направлением того периода стала колониальная мода, активно использовали мех, преобладали этнические мотивы.



Появились удобные вещи: дорожные костюмы, блузки с юбками, пальто, маленькие шляпки.
На выставке представлены очень интересные экспонаты: пелерины, пальто, мантильи. Среди них вещи, отшитые в московском ателье Е.С. Щеславской, специализировавшемся на верхней одежде.





"В 1885 году в Москве открылась мастерская Надежды Ламановой - выдающейся русской портнихи, которая вскоре стала "поставщиком Её императорского двора". Она одевала в роскошнын туалеты знатных дам двух столиц и соперничала с лучшими модными домами Парижа. Среди дворянства и интеллигенции нарастало критическое отношение к западной моде. Славянофилы широко пропагандировали возврат к народным истокам. Женщины увлекались "парочками" (платье из двух частей) с русскими вышивками и кружевами. Надевали их летом, на пикник или на дачу, в них фотографировались на память".




Платье дамское (лиф и юбка). Шелк, хлопчатобумажная ткань, кружево.
Россия, конец 1890-х годов.



Платье дамское. Шелковый жаккард, отделка вышивкой, бисером, стразами, цветами из шелкового газа, бантами из основной ткани.
Европа, 1895г.



Веер бальный.
Франция, 1890-е годы.



Тальма (пелерина). Мех горностая, отделка хвостиками горностая.
Россия. Москва, 1900-е годы.





Пальто дамское. Драп, шелк, вышивка.
1900-е годы.





Платье дамское. Кружевное полотно шантильи, на чехле из шелковой тафты.
Франция, 1905г.



Накидка дамская. Драп, канаус, газ гофрированный.
1900-е годы



Ротонда. Оторочка по воротнику перьями марабу.
Дом моды Doucet. Франция, 1900-е годы




Второй зал выставки отведен под костюмы ХХ века.




Сарафан (слева). Россия, 1913 год.
Маскарадный костюм по случаю 300-летия Дома Романовых.


Политические события начала ХХ века повлекли за собой изменения в обществе, отразившиеся и на моде. Ушла мода на стиль модерн. В гардеробы модниц проникают военные нотки - длинные пальто, у которых углы застегиваются назад как у шинелей; высокие воротники и т.д. В первой мировой войне участвовало все мужское население, а женщинам пришлось занять места на заводах, фабриках, в больницах. В таких условиях праздничная одежда оказалась неуместной, а следовательно невостребованной. "Хотелось защититься от ветра, согреться, укутать тело в комфортный костюм. И появились предложения портных, дерзнувших взять кое-что из более удобного мужского гардероба: трикотажные ансамбли, пальто и главное - укоротить женскую одежду так, чтобы открылись дамские ножки".







Несмотря на военное время в России развивалось немое кино, в котором снимались лучшие актеры театром. Все они стали эталоном для подражания. Портнихи копировали их костюмы и платья.





В 1928 году вышел в свет журнал "Искусство одеваться". Первый номер начинался статьей Луначарского: "У нас иногда боятся, что одежда может приобрести нарядный или кокетливый вид, и считают это большим преступлением. Это, говорят, дело мещанское или, еще того хуже, буржуазное...". Буржуазная мода отрицалась, как эатлон вкуса пропагандировалась национальная одежда.


Платье дамское.
СССР, 1930-1932 гг. Принадлежало актрисе М.Т.Лукашевич




В период репрессий модничать рисковали не многие - боялись доносов. "На моду у советской женщины-труженицы не могло оставаться времени. Наряжается - значит, мало работает. Мало работает - значит, тунеядка. За любовь к красивым вещам прорабатывали на комсомольских и партийных собраниях. Самые невероятные обвинения предъявлялись модникам и модницам тех лет. Таким образом, желание выглядеть модно могло стоить, в лучшем случае, карьеры, в худшем - даже свободы". (А.Васильев "Мода за железным занавесом")


Пальто демисезонное (Слева внизу).
СССР, 1939-1940гг.



Платья дамские.
СССР, около 1938-1939 гг.


С началом Великой Отечественной войны люди сплотились в едином порыве , героями тех лет стали военные, формы гражданской одежды утратили женственность и приобрели военный характер. В моду вошли угловатые вещи, шляпы в виде чалмы, туфли на платформе с деревянными каблуками.


Шляпа дамская. СССР, конец 1940-х годов.

В 1944 году был подписан указ о создании Дома моделей. Теперь на советскую моду начали работать фабрики, которые шили шинели и ватники для армии. Появились шелковые платья с яркими принтами, крепдешиновые блузки с вышивкой, облегающие юбки. Яркая, красивая одежда подчеркивала долгожданную радость, праздничную эйфорию победы.




Шляпки дамские. США, 1950-е годы.
Сумочки дамские вечерние. Чехословакия, Австрия, 1950-е годы.
Туфли дамские вечерние. Западная Европа, 1950-е - начало 1960-х годов.





Платья коктейльные. СССР, около 1960-го года.





Массовое влияние на развитие советской моды оказывало кино, женщины подражали актрисам, таким как Любовь Орлова, Валентина Серова, Зоя Федорова, делали перманентные завивки, ярко красили губы, носили шелковые платья в горох и кружевные воротнички.








Платье коктейльное (в центре).
США, начало 1960-х годов. Из гардероба кинозвезды К.С.Лучко.


После того, как была поставлена окончательная точка в существовании СССР, началась новая жизнь, в России. Она мало была похожа на демократию. Стали появляться "барахолки", рынки, где продавались подделки. Магазины превратились в супермаркеты и бутики. В те годы носили длинные и просторные плащи и пальто, турецкий ширпотреб из кожи, в моду вошли туники, объемные свитера из синтетики, мини-юбки и легинсы. Все артисты одевались в стиле Versace в красные пиджаки, черные брюки, золотые перчатки.








Ансамль конертный (справа). Платье, жакет, жилет.
СССР. 1980/1990гг. Принадлежало певице Валентине Толкуновой.




"В авангард творцов отечественной моды выдвинулся Валентин Юдашкин. В период перестройки западные фирмы искали в России новые имена. Он понравился компании Parfums Faberge и ему предложили устроить в 1991 году дефиле в Париже. Это было большой дерзостью и триумфом, платья-яйца "Фаберже" с подиума попали в Лувр. Так началось восхождение русского кутюрье...". В 1994 году по инициативе В.Юдашкина и А.Достмана была создана Ассоциация Высокой моды. В первой Неделе Высокой моды участвовало семь французских домов Haute Couture и Валентин Юдашкин.


Платье концертное. Тюль, отделка искусственными цветами, жемчугом, бисером.
Россия, 1998г. Принадлежало певице Лолите Милявской
.







Выставка поражает многообразием идей, внедрением технических новаций, полностью изменивших образ жизни людей.

Александр Васильев на протяжении четверти века собирает свою коллекцию костюмов. Ее выставляли в Лондоне, Брюсселе, Гонконге, да и где только не выставляли. Главным отличием своего собрания историк моды считает то, что все вещи благоприобретенные, то есть он ничего ни у кого не отнимал.
Tags: Москва, Музеи, выставки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments