evge_chesnokov (evge_chesnokov) wrote in anothercity,
evge_chesnokov
evge_chesnokov
anothercity

Categories:

Соцреализм в метро: Проспект Мира-Добрынинская

Столичное метро - не только средство передвижения, но и заповедник социалистического реализма. Осмотрев интерьеры станций "Сокольники", "Красносельская" и "Комсомольская", вновь отправляемся в путешествие по городскому чреву. В этом сюжете прогулка по перронам и вестибюлям станций "Проспект Мира" (кольцевая), "Новослободская" и "Добрынинская".



"Проспект Мира" (кольцевая) — пилонная станция глубокого заложения (глубина 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта: В.Г.Гельфрейх и М.А.Минкус. Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская» и до 20 июня 1966 года носила название «Ботанический Сад» (по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ).

Наземный вестибюль, сооружённый по проекту А.Е.Аркина, встроен в жилое здание, его фасад украшают лепнина и большие часы.


1957 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/59124







Зал вестибюля декорирован смальтовым панно «Матери мира», выполненным художником А.Н.Кузнецовым.





Основная тема художественного оформления — развитие сельского хозяйства СССР. Центральный зал украшают барельефы работы Г.И.Мотовилова и фриз с растительным орнаментом.









































Станция "Новослободская" открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская».

Конструкция станции — пилонная глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — А.Н.Душкин и А.Ф.Стрелков. Стрелков тогда был начинающим архитектором и работал под контролем маститого Душкина, при этом Стрелков даже превзошёл лауреата сталинских премий: градостроительный совет утвердил именно его проект вестибюля.


1980-1987 гг.: http://pastvu.com/p/25747



В торце центрального зала расположено большое, во всю стену, смальтовое панно «Мир во всём мире» работы П.Д.Корина, изображающее счастливую мать с ребёнком на руках. При Хрущёве с панно был удалён медальон с портретом Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику и вместо изображения Сталина появились парящие голуби.



Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью. Их по два на каждом пилоне, в сторону зала и платформы. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды. Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР (художники — Э.Вейланд, Дж.Я.Бодниек, Э.Крастс и Х.Рыскин) по эскизам П.Д.Корина.



















Памятник бездомной собаке, погибшей от рук живодёров, установлен в кассовом зале станции "Менделеевская".
По серой радиальной ветке пересекаем центр города и снова возвращаемся на кольцо.

Станция "Добрынинская" открыта 1 января 1950 года в составе участка «Парк Культуры» — «Курская». До 6 июня 1961 года называлась «Серпуховская». Нынешнее название — в память участника Октябрьской революции, одного из организаторов Красной гвардии Замоскворечья Петра Григорьевича Добрынина, бюст которого (работы скульптора Г.Д.Распопова) установлен в 1967 году перед входом в наземный вестибюль. Этот 21-летний юноша был одним из организаторов рабочих дружин Замоскворечья, начальником отряда Остоженского участка и погиб в октябре 1917 года.

«Добрынинская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 35,5 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — М. А. Зеленин, Л. Н. Павлов и М. А. Ильин.


1951 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/15419


Строительство станции 1948-1949 гг.: http://oldmos.ru/old/photo/view/77189



Наземный вестибюль украшен портретом В.И.Ленина, выполненным из смальты, и шестнадцатью гербами союзных республик. На боковых панно работы скульпторов Г.И.Рублёва и Б.В.Иорданского изображены трудящиеся на Красной площади и парад спортсменов. Вестибюль освещает огромная люстра с рубиновой звездой.



Как рассказывают краеведы, на месте портрета Юрия Гагарина изначально был изображен Иосиф Сталин.









В торце центрального зала находится смальтовое панно «Утро космической эры» (1967 год, художник С.А.Павловский).



Тема декоративного оформления станции — труд советского народа. Пилоны декорированы барельефами работы Е. И. Янсон-Манизер, изображающими представителей народов СССР.





















Подробности об этих и других станциях московского метро можно узнать из книг:

Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010
Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010



ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ, СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ "АВТОЗАВОДСКАЯ"...
Tags: Москва, архитектура, метро
Subscribe

  • Москва при COVID-19

    В этом посте я не собираюсь обсуждать причины этой пандемии, как с ней борются, разбирать цифры статистики и т.д. Я сейчас хочу показать опустевшие…

  • Мастерская Федора Конюхова

    Кто такой Федор Конюхов знают многие. К своим 68 годам он в одиночку совершил пять кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику, причём один раз…

  • Дворы колодцы

    Рождественка, 7 Варсонофьевский пер, 6 Варсонофьевский пер, 8с2 Варсонофьевский пер, 4с1 Пушечная, 3 Петровка, 16…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments