evge_chesnokov (evge_chesnokov) wrote in anothercity,
evge_chesnokov
evge_chesnokov
anothercity

Categories:

47 ронинов: "Делай, что должно, и будь, что будет"

2 ноября 2013 года в арт-центре «Ветошный» открылся интерактивный выставочный проект «Самураи. 47 ронинов». Новые артефакты, ни разу не выставлявшиеся в музеях или галереях, и лучшие хиты предыдущей выставки «Самураи. Art of War» перенесут посетителей в эпоху японского ренессанса и расскажут одну из самых невероятных легенд Японии – историю мести и доблести, коварства и преданности, историю 47 ронинов.





Самураи - военно-феодальное сословие мелких дворян, следующее традиционным духовным ценностям. Профессиональных воинов растили бесстрашными и смелыми, развивали в них качества, которые считались в среде самураев самыми главными добродетелями, при которых воин мог пренебречь своей собственной жизнью ради жизни другого. Кодекс поведения самурая «Бусидо» был проникнут духом беспрекословного подчинения господину и презрения к смерти.

Когда-то из-за отсутствия внутренней или внешней угрозы для центрального правительства, Япония не имела регулярной армии. Но для защиты своих земель от грабителей местная знать начала формировать вооруженные отряды из «служилых людей» — самураев. Лидером таких отрядов становились преимущественно столичные аристократы, которые находились с подчиненными воинами в отношениях господина и слуги.

Со временем самураи стали весьма влиятельны, даже император был вынужден соглашаться с решениями наивысшего по рангу самурая - сёгуна. Длительная эпоха междуусобных войн способствовала обогащению кланов, умелые воины всегда востребованы в смутное время. Но когда страна оправилась от военных потрясений и объединилась, отпала необходимость в больших военных отрядах. Самураи превращались в ронинов, которые уже не служили своему господину, многие занялись ремеслом или торговлей, некоторые становились наёмными убийцами. А после буржуазной революции 1867-1868 годов самурайское сословие было упразднено.



В японском фольклоре сохранилась история 47 самураев, которые, потеряв своего господина, дали клятву отомстить за его гибель, несмотря на то, что их за это ждал смертный приговор.

Согласно легенде, в 1701 году крупный феодал Асано Такуми-но-Ками Наганори был приговорён к смерти за нападение на чиновника Кира Кодзукэ-но-Сукэ в ответ на его оскорбления. 47 ронинов решили отомстить Кире. Чтобы не возбуждать подозрений, заговорщики растворились в толпе, став купцами и монахами. Кира ждал нападения, но ронины перехитрили его, усыпили бдительность и внезапно атаковали поместье. Охрана была уничтожена в бою, а сам Кира спрятался в тайном чулане, где его и нашли ронины-мстители. К врагу отнеслись с почтением и предложили уйти из жизни, совершив сэппуку, а когда тот отказался,- отрубили голову. Несмотря на то, что ронины поступили согласно кодексу Бусидо, отомстили за своего господина, убийство придворного чиновника было тяжким преступлением. Участники заговора были приговорены к смерти и совершили ритуальное самоубийство. Эта история стала популярной темой для японских художников и литераторов, создавших множество произведений о 47 ронинах.



В декабре 2013 года состоится мировая премьера американского кинофильма "47 ронинов" с Киану Ривзом в главной роли.

«Легенда о 47 ронинах потрясла меня во время моего первого визита в Японию, - говорит генеральный продюсер выставочного проекта Георгий Аистов. - Более двадцати лет я вынашивал идею выставки, а после колоссального международного успеха выставки «Самураи. Art of War», мы получили возможность создать новый интерактивный стиль проекта, наполненный уникальными экспонатами и использующий ультрасовременные технологии нового тысячелетия, которые погружают посетителей в мир Страны восходящего солнца».

Ни один посетитель независимо от своего возраста не уйдет с этой выставки равнодушным. Рассмотрев мельчайшие детали невероятных доспехов самураев, узнав тайны изготовления легендарных катан и цуб (гард японских мечей), погрузившись в тайну средневековой живописи и узнав традиции костюма гейш, зрители перенесутся в мир Древней Японии.







Самое любопытное в японской культуре то, что японцы живут не логикой, как европейцы, а руководствуясь ощущениями и интуицией. "Нет ничего за пределами текущего мгновения. Когда сталкиваешься с трудностями - надо смело и радостно бросаться вперёд. Добиваться цели надо даже в том случае, когда знаешь, что обречён на поражение,"- говорят японцы. Но с другой стороны, жители Страны восходящего солнца из тех, кто не торопится, когда некуда больше спешить: "Безупречный человек - тот, кто уходит от суеты. Тихо-тихо ползи, улитка, по склону Фудзи вверх, до самых высот..." К женщине у японцев тоже своеобразное отношение, которое вряд понравится феминисткам: "У разума четыре угла и он не будет двигаться даже в случае смертельной опасности. Женщина же кругла, она не ведает различия между добром и злом, хорошим и плохим, и может закатиться куда угодно."















В экспозиции представлены подлинные доспехи и оружие японских воинов XVI-XIX веков, предметы быта, украшения, гравюры. Посетители попадают в мир японского средневековья, в мир воинов, живших по законам кодекса чести, в мир легендарного оружия и оружейников, чьи имена помнят до сих пор. Взглянув на небольшие по размеру доспехи, можно предположить, что это уменьшенные реконструкции. На самом деле богатырей в Японии не водилось и воины были ниже нынешнего среднего роста. Ну а все доспехи и оружие, напоминаю, подлинные.

Доспехи изготовлены из металлических пластин, покрытых лаком для защиты от ржавчины и с наклеенной на них кожей, пластины крепились друг к другу шёлковыми шнурами. Маски (мэнгу) не только защищали лицо от ранений, но и вызывали суеверный ужас у врагов. Маски дополнялись пышными усами, бровями или демоническими клювами.


На фото вверху: шлем пожарного. Для проведения тайных операций ронины могли маскироваться, например, под пожарных.



















Японская технология изготовления мечей начала развиваться с VIII века и достигла наивысшего совершенства к XIII веку, позволяя изготавливать не просто боевое оружие, но настоящее произведение искусства, которое не удаётся воспроизвести в полной мере даже в современности. На протяжении примерно тысячи лет форма меча практически не менялась, незначительно видоизменяясь главным образом в длине и степени изгиба в соответствии с развитием тактики ближнего боя.

Среди представленных в выставочной экспозиции мечей есть длинные - тати и катана, короткие мечи вакидзаси, кинжалы танто. Трогать не рекомендуется: лезвия так же остро заточены, как и 400 лет назад. На клинках высечены имена оружейников, автографы легендарных кузнецов. С X века мастера выбивали своё имя на хвостовике клинка, часто дополняя надпись датой изготовления и названием своей провинции. В Японии тысячелетний обычай запрещал мужчинам носить ювелирные украшения, меч являлся единственным украшением самурая, поэтому ножны и гарды (цубы) выглядят, как произведения искусства. Японцы ценили красоту и в то же время ценили скромность, по большому счёту уважением пользовались люди, не наряженные в богатые одежды, но обладающие простотой мысли, силой духа и состраданием в сердце.

После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции издали приказ об уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства экспертов, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную художественную ценность, приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей». В настоящее время в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам, сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.















Время работы выставки: со 2 ноября 2013 года по 30 января 2014 года,
вторник – воскресенье
11.00 – 22.00

Адрес: станция метро «Охотный ряд», «Площадь Революции», «Китай-город»,
Ветошный переулок, 13 (сразу за ГУМом), 5 этаж.

Официальный сайт: http://www.isamurai.ru/

Tags: выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments