mgsupgs (mgsupgs) wrote in anothercity,
mgsupgs
mgsupgs
anothercity

Categories:

Останкинская Башня.

Оригинал взят у mgsupgs в Останкинская Башня.
Смотровая площадка. Останкинская телебашня.
Если-бы у меня была такая башня,
мир не узнал-бы про Ватерлоо!
Н.Е. Наполеон

История башни имеет официальную неофициальную части. Так строительство башни было задумано как политическая замена строительству дворца советов и именно поэтому её главным конструктором и оказался главный конструктор  Дворца советов Н.В. Никитин. Со строительством торопились, башню надо было сдать к  50-летию ВОСР

Но есть и неофициальная история. Она гласит что проект башни был придуман Николаем Васильевичем Никитиным за одну ночь, образом башни стала перевёрнутая лилия  — цветок с крепкими лепестками и толстым стержнем. По первоначальному проекту у башни было 4 опоры, позже  якобы по совету П.Л Пастернака, их число для надежности увеличили до 10.



Сегодня Останкинская телебашня является четвертым по высоте сооружением в мире после небоскреба Бурж Дубай в Дубаи (проектная высота: 818 м), телерадиомачты KVLY-TV в Бланшаре, США (628 м) и Си-Эн Тауэр в Торонто (553 м).


Смотровая площадка. Останкинская телебашня.

Смотровая площадка Останкинской телебашни была закрыта почти 9 лет после пожара в августе 2000 года.
Кстати что характерно, ремонт продлился дольше чем строительство, но об этом ниже.

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.

Цокольный этаж содержит в себе экспозицию по истории башни и галерею ее создателей.

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.

Строительство башни велось с 1963 по 1967, на тот момент башня стала самым высоким сооружением в мире и долго удерживала эту планку.

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.

По замыслу главного конструктора Николая Никитина башня стала своеобразным поставленным на бутон цветком лотоса из стекла и бетона, стянутого канатной арматурой.

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.



Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение — каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.



Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагалось, что он осядет на 3—3,5 сантиметра.  Никитин предложил котлован под башней заполнить песком. Мелкий хорошо просеянный песок сыпуч настолько, что течёт почти как вода. И поверхность его остается горизонтальной независимо от того, что происходит с котлованом. На песок положили железобетонное кольцо диаметром 65 метров — и на нём возвели 533-метровую Останкинскую телебашню. И стоит она по сей день идеально прямо. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас. Это сильно помогло ей устоять после пожара.



 Собственно башня -—это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки — 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни — 500 миллиметров.



В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций — башни и стакана — позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.



Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Есть у башни еще один “враг”. Это... солнце. Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок — на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам—это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру — от коррозии.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.



При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.



На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части — царги — подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация — ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.



Монтаж антенн.



После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.



Последнее, самое верхнее звено кран поднимает за его середину. Для сохранения вертикального положения звена его нижний конец искусственно утяжеляется.



С высоты 385 м видны кольцевые пути наземных кранов. На переднем плане снимка видна брезентовая “юбка” с веревочным каркасом За ней размещаются подвесные подмости, с которых ведутся работы по закреплению наружной опалубки и осмотр наружной поверхности бетона.


Внутри башни.

Во время пожара 2000 года множество канатов полопалось от перегрева, но башня выстояла и не сложилась по секциям.

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.
Фрагмент канатной арматуры, выставленный в цоколе башни.

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.

Полная высота башни 540 м, высота бетонной части - 385 метров, далее идет мачта.
Смотровая площадка находится на высоте 337 м.

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.
Верхняя мачта с антеннами и прочим оборудованием.

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.
Средняя часть

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.
По центру выступает смотровая площадка. В некоторых сегментах смотровой площадки имеются стекла в полу, позволяющие смотреть ровно вниз.

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.
Вид через стекла в полу

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.
Справа виден коричневый “короб” с проходом к башне

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.
В треугольнике на земле установлены мощные прожекторы для подсветки башни

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.
Галерея смотровой площадки

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.
Даже “удобства”. Возможно это “удобства” с самой длинной отвесной канализационной трубой в мире.

Смотровая площадка. Останкинская телебашня.
Останкинская башня занимает почетное второе место после канадской в списке Всемирной федерации высотных башен

Высота — 540 м (первоначально высота башни была 533 м, но затем был достроен флагшток)[1].


  • Высота бетонной части — 385 м.

  • Высота основания над уровнем моря — 160 м.

  • Глубина фундамента не превышает 4,6 м.

  • Масса башни вместе с фундаментом — 51 400 т.

  • Коническое основание сооружения опирается на 10 опор; средний диаметр между опорами-ногами — 65 м.

  • Кольцевые сечения ствола башни обжаты 149 канатами.

  • Суммарный объём помещений и высотных обстроек — 70 000 м³.

  • Полезная площадь помещений башни — 15 000 м².

  • Максимальное теоретическое отклонение вершины башни при максимальных расчетных скоростях ветра — 12 м.

  • Главная смотровая площадка расположена на высоте 337 м.

PS. Не отрицая явных заслуг Инженера Никитина в практическом воплощении Останкинской башни следует отметить, что идея с канатами внутри полой бетонной оболочки была придумана не им, а Александром  Шаргей-Кондратюком, и даже частично воплощена во время проектирования крымской ВЭЖС в 30-хгодах.



По материалам:



1. Википедия


2. Прогулки по Москве


3. zyalt



Tags: архитектура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments