?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

INT_6620_1

Странно, что до меня никто не выложил сюда отчет о музее НПО им. С.А.Лавочкина. Ну что же, буду первым. Музей находится на закрытой территории, в одном из корпусов предприятия. В двух просторных залах разместилась экспозиция, отражающая уникальные разработки фирмы за 70 лет ее деятельности. Все экспонаты музея уникальны, есть и просто бесценный экспонат - возвращаемый аппарат, доставивший лунный грунт на Землю ("Луна-16"). Ни в одном музее мира нет аппаратов, работавших на другом небесном теле и вернувшихся на Землю.


Начну с истории предприятия. НПО им. С.А.Лавочкина ведет свой отсчет с апреля 1937 года. Именно тогда по решению Совета Труда и Обороны (СТО) СССР мебельная фабрика в подмосковных Химках была передана в Наркомат оборонной промышленности (НКОП) для организации на ее базе авиационного производства. Приказом № 0121 от 1 июня 1937 года вновь созданному авиационному заводу был присвоен номер 301. Вы спросите почему мебельная фабрика? Все просто, самолеты строили из дерева и после переобучения мастера-мебельщики начали строить аэропланы для Страны Советов.

INT_6687

INT_6653

Начиная с 1945 года, ОКБ С.А.Лавочкина работает над проектированием и постройкой истребителей с реактивными двигателями. Разработка ракет военного назначения была еще одной, наиболее засекреченной частью тематики ОКБ завода №301. В 1960-м году, после смерти Генерального конструктора предприятие стало именоваться - Машиностроительный завод им. С.А. Лавочкина. А в 1965 г. в биографии лавочкинцев была открыта новая, космическая "глава". С этого времени Машиностроительный завод им. С.А.Лавочкина стал занимается разработкой и созданием автоматических космических станций для исследования Луны, Венеры , Марса, созданием искусственных спутников Земли , а также станций, выводимых в космос в прикладных интересах. Сегодня хочу остановиться на лунных программах.

INT_6660

Автоматическая межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства. 31 января 1966 года осуществлён пуск ракеты-носителя «Молния», которая вывела на траекторию полета к Луне АМС «Луна-9». Станция первоначально была выведена на опорную околоземную орбиту с параметрами: наклонение орбиты — 52°; период обращения — 88 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) — 170 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) — 220 км, а затем стартовала в сторону Луны.

INT_6594

3 февраля 1966 года станция «Луна-9» впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхности Луны в Океане Бурь, западнее кратеров Рейнер и Мариус, в точке с координатами 64 градуса 22 минуты западной долготы и 7 градусов 8 минут северной широты. Со станцией были проведены 7 сеансов связи общей продолжительностью более 8 часов. Во время этих сеансов АМС передавала панорамное изображение поверхности Луны вблизи места посадки. На фото ниже камера, с помощью которой были сняты панорамы лунной поверхности.

INT_6595

Бесценный экспонат - возвращаемый аппарат, доставивший лунный грунт на Землю ("Луна-16"). Его уникальность в том, что ни в одном музее мира нет аппаратов, работавших на другом небесном теле и вернувшихся на Землю. Три подобных аппарата доставили на Землю 350 гр лунного грунта.

INT_6612

Особый интерес вызывает подлинная подвижная лунная лаборатория "Луноход-3" и ракетный модуль для его доставки на Луну. Луноход планировалось доставить на Луну в 1977 году при помощи межпланетной станции "Луна-25", но запуск так и не состоялся.

INT_6669

В музее представлена имитация съезда лунохода со спускаемого аппарата.

INT_6663

Конструктивные отличия "Лунохода-3" от предыдущих моделей заключались в размещении двух телекамер на подъемной платформе, а также возможности одновременной передачи на Землю изображения с обеих телекамер для стереоскопического обзора местности (несмотря на то, что у предыдущих моделей были парные телекамеры, работать они могли только поодиночке, и просто резервировали друг друга).

INT_6688

Телевизионная стереопара стояла в поворотном гермоблоке, который значительно расширял возможности обзора. Теперь аппарату было достаточно повернуть стоящий на выносной штанге гермоблок, а не разворачиваться целиком для обзора местности.

INT_6609

INT_6620

Луноход был полностью укомплектован научным оборудованием, прошел весь цикл наземных испытаний и был подготовлен к экспедиции на Луну. Запуск станции Е8 № 205 планировался на 1977 год под названием "Луна-25". Ракета 8К82К стала активно использоваться для вывода на стационарную орбиту советских спутников связи. Лишнего носителя для пуска Луны-25 не нашлось.

INT_6665

В запасниках музея, который закрыт для посетителей, макет американского лунохода, на котором передвигались астронавты по поверхности луны,

INT_6738

посадочные модули и масса другого оборудования.

На фото внизу (в центре) автоматическая межпланетная станция "Луна-24" для изучения Луны и доставки лунного грунта, запуск осуществлён с космодрома Байконур 9 августа 1976 года. В результате анализа результатов этого полёта было впервые получено убедительное доказательство наличия на Луне воды, значительно раньше, чем в ходе американских аналогичных проектов.

INT_6756

С лунной тематикой закончили, теперь коснемся исследований других планет солнечной системы.

1. Автоматическая научно-исследовательская космическая станция "Венера-4". 18 октября 1967 года станция «Венера-4» достигла планеты Венера. При входе в атмосферу Венеры, на скорости 11 км/с, от станции отделился спускаемый аппарат. Орбитальный отсек передавал на Землю телеметрическую информацию, пока не был раздавлен в атмосфере высоким давлением.

INT_6684

Спускаемый аппарат вошёл в атмосферу планеты на ночной стороне, в районе экватора, на расстоянии ≈ 1500 км от утреннего терминатора. Во время торможения, перегрузки на спускаемом аппарате достигали 300 g. После снижения скорости до ≈ 210 м/с, была введена в действие парашютная система, введены в действие радиопередатчик и включились измерительные приборы. Началась передача информации, со скоростью 1 бит/с. На фото внизу спускаемый аппарат "Венера-8".

INT_6628

Радиовысотомер передал значение 26 км, позже после того, как данные были тщательно проанализированы, это значение было исправлено на 61—65 км. Значения давления передавались вплоть до значения, на которое был рассчитан манометр, — 7,3 атмосферы. Значения температур передавались в течение 93 минут, пока продолжался парашютный спуск, приблизительно до высоты 28 км над поверхностью. За это время температура менялась от 33 °C до 262 °C.

INT_6691

2. Спускаемый модуль "Венера-7" (макет для термовакуумных испытаний) с выпущенным парашютом. В конструкции АМС "Венера-7" были учтены данные, полученные предшествующими станциями "Венера-4", "Венера-5" и "Венера-6". Из расчётов, сделанных на основе данных, полученных во время предыдущих экспедиций, предполагалось, что на поверхности планеты Венера давление может достигать значения 100 атмосфер, температура — 500 °C и скорость ветра у поверхности — 1,5 м/с. Чтобы выдержать такое давление, корпус спускаемого аппарата изготовили не из алюминиево-магниевого сплава АМГ 6, как у предыдущих "Венер", а из титана, благодаря чему он был способен выдержать давление до 180 атмосфер. Тепловая изоляция нижней полусферы СА была выполнена из стеклопласта, а верхней полусферы — из стекловаты, которая заполняла ячейки стеклосот. Для уменьшения перегрузок, воздействующих на аппаратуру при соприкосновении аппарата с поверхностью планеты, было установлено амортизационное устройство.

INT_6750

3. Автоматическая межпланетная станция (АМС) третьего поколения "Вега". Вега (название происходит от слов "Венера" и "Галлей") — советские автоматические межпланетные станции, предназначенные для изучения Венеры и кометы Галлея. Станцией была совершена первая в мире мягкая посадка спускаемого аппарата на Венеру и пока единственная в советско-российской космонавтике.

INT_6674

Передача данных с автоматической марсианской станции началась через 1,5 минуты после её посадки на поверхность Марса, но прекратилась через 14,5 секунд.

INT_6636

Спускаемый аппарат "Марс-3".

INT_6639

А так "Марс-3" выглядит в сборе. Данный макет находится в, так называемом, "Ангаре-18", о котором я расскажу в следующей части.

INT_6757

4. АМС "Фобос" предназначенна для исследования Марса и его спутника Фобоса. Основная задача — доставка на поверхность Фобоса спускаемых аппаратов (ПрОП-Ф и ДАС) для изучения спутника Марса осталась невыполненной. Однако, несмотря на потерю связи с обоими КА, исследования Марса, Фобоса и околомарсианского пространства, выполненные в течение 57 дней на этапе орбитального движения вокруг Марса, позволили получить уникальные научные результаты о тепловых характеристиках Фобоса, плазменном окружении Марса, взаимодействии его с солнечным ветром. Например, по величине потока ионов кислорода, покидающих атмосферу Марса, обнаруженных при помощи спектрометра ионов, установленного на КА «Фобос-2», удалось оценить скорость эрозии атмосферы Марса, вызванной взаимодействием с солнечным ветром.

INT_6642

5. ДАС - долгоживущая автоматическая станция. Должна была три месяца работать и проводить исследования на поверхности Фобоса.

INT_6681

6. 80-ти сантиметровый ультрафиолетовый телескоп для астрофизических наблюдений "Астрон". С помощью КА «Астрон» наблюдались такие явления как кома кометы Галлея с 1985 по 1986 год и вспышка сверхновой в Большом Магеллановом облаке в конце февраля 1987 года; 23 декабря 1983 года с помощью «Астрона» были выполнены наблюдения симбиотической звезды в созвездии Андромеды. По количеству результатов считается одним из самых успешных космических проектов в СССР.

INT_6646

7. Современная разработка - универсальный разгонный блок "Фрегат", который может быть использован в составе ракеты-носителя среднего и тяжелого классов. Первый пуск разгонного блока «Фрегат» состоялся в 2000 году с космодрома Байконур.

INT_6655

Применяется для выведения космического аппарата на опорную орбиту искусственного спутника Земли; выведения космического аппарата с опорной орбиты на высокоэнергетические орбиты, в том числе на геостационарную и геопереходную; ориентации и стабилизации головного блока на пассивном и активном участке полета.

INT_6685

8. Все слышали в новостях "произведена корректировка орбиты". Так вот это корректирующий двигатель. Диаметр сопла всего около 1 см.

INT_6693

9. Орбитальный аппарат ИСЗ "Прогноз".

INT_6649

Хочется напомнить, что почти все представленные в музее аппараты реальные. Макетов очень мало и я это указал в описании.

И еще раз огромное спасибо организаторам фото-тура ru_2061 руководству НПО им. С.А.Лавочкина отважившееся пустить блогеров на территорию закрытого предприятия. Надеюсь, что другие предприятия космической промышленности последуют этому примеру и мы сможем увидеть еще много всего интересного.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
livejournal
Dec. 13th, 2013 07:32 pm (UTC)
Музей НПО им. С.А.Лавочкина, г. Химки МО
Пользователь leebman сослался на вашу запись в записи «Музей НПО им. С.А.Лавочкина, г. Химки МО» в контексте: [...] Оригинал взят у в Музей НПО им. С.А.Лавочкина, г. Химки МО [...]
mpaskina
Dec. 16th, 2013 01:13 pm (UTC)
Спасибо большое за подробный репортаж!
berdasov.online
Dec. 16th, 2013 01:51 pm (UTC)
Пожалуйста! :)
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

Электричой из Москвы...
anothercity
Другая Москва
Website

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com