evge_chesnokov (evge_chesnokov) wrote in anothercity,
evge_chesnokov
evge_chesnokov
anothercity

Categories:

Депо Лихоборы

Станция Лихоборы проектировалась как центральная на Московской окружной железной дороге, до наших дней сохранился комплекс служебных построек 1902-1907 годов и жилые здания для сотрудников. Здесь же возвели и единственное на Окружной дороге паровозное депо.

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.50..jpg

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.77..jpg

Архитекторы и инженеры использовали веерную планировку депо с поворотным кругом. По ходовому пути локомотив заезжал на поворотный круг, который начинал вращение и останавливался напротив свободного стойла в здании депо. Помимо собственно депо на территории находилась необходимая инфраструктура: механические мастерские, нефтекачка, дом для отдыха локомотивных бригад, стрелки депо управлялись с вышки поста управления стрелками.

Весна. Лихоборы. 11. пост упр стр. 22.05.14.04..jpg

12. Лихоборы. депо. 1907..jpg
Депо. 1907 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/45637

12. Лихоборы. депо. 1985 1995...jpg
Депо. Поворотный круг. 1985-1995 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/37022

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.25..jpg

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.34..jpg

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.26..jpg

Интересно, что поворотные круги до сих пор изготавливает завод в Кирове. Вот как это работает:



Весна. Лихоборы. 13. Мастерская. 18.05.14.02..jpg

В корпусе механических мастерских, пристроенных к основному зданию депо, выполнялся ремонт отдельных узлов паровоза, изготавливались новые детали.

Лихоборы. депо. мастерские. 1907..jpg
Депо. Мастерские. 1907 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/45644

Весна. Лихоборы. 14. Нефтекачка. 18.05.14.02..jpg

Нефтекачка заправляла паровозы, работающие на жидком топливе. На первом этаже нефтекачки находился насос, подающий топливо в раздаточный бак на втором этаже, а оттуда нефть поступала в тендер паровоза.

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.06..jpg

14. Лихоборы. депо. нефтекачка. 1907..jpg
Депо. Нефтекачка. 1907 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/45642

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.09..jpg

Депо Лихоборы - действующее, обслуживает грузопассажирские тепловозы 2М62 (по прозвищу "Машка") и 2М62У ("Умная Машка"). Эти тепловозы строились с 1965 года Луганским тепловозостроительным заводом. К категории ретро вполне можно отнести и маневровый ЧМЭ3 чехословацкого производства (годы выпуска 1963-1991). А поначалу на Окружной дороге эксплуатировались "Овечки" - паровозы Ов, затем более мощные паровозы серии Щ.

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.35..jpg

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.51..jpg

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.57..jpg

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.40..jpg

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.41..jpg

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.64..jpg

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.31..jpg

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.27..jpg

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.21..jpg

Весна. Лихоборы. 12. депо. 22.05.14.01..jpg

Весна. Лихоборы. 12. депо. 22.05.14.02..jpg

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.60..jpg

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.63..jpg

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.14..jpg

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.15..jpg



Возле современного здания депо был установлен памятник - паровоз 9П-178. Это советский маневровый локомотив, такие выпускались в 1935-1957 годах. Лихоборские ветераны-железнодорожники огорчены тем, что этот мемориальный паровоз по непонятным причинам покинул Москву и обнаружился в городе Орёл. В Лихоборах о нем напоминают рельсы в сквере.

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.16..jpg

Весна. Лихоборы. 18. Водокачка. 18.05.14.07..jpg

За пределами депо находятся ещё несколько станционных построек. Вот дом начальника участка службы пути. Здесь находилась его служебная квартира и рабочая контора.

Весна. Лихоборы. 15. Дом нач уч сл пути. 18.05.14.03..jpg

15. Лихоборы. дом нач уч службы пути. 1907..jpg
1907-1908 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/87451

На Пакгаузном шоссе находились продовольственный пункт на 1200 человек для солдат из воинских эшелонов, дом коменданта, казарма. Эти постройки скрыты за заборами ведомственных учреждений и предприятий.

Лихоборы. прод пункт. 1907..jpg
Продовольственный пункт. 1907 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/45634

Весна. Лихоборы. 16. Казарма. 18.05.14.01..jpg
Казарма

Весна. Лихоборы. 17. Дом коменданта. 18.05.14.03..jpg
Дом коменданта

Весна. Лихоборы. 18. Водокачка. 18.05.14.03..jpg

Не получится рассмотреть ближе и водонапорную башню архитектора Струкова (1905 год постройки). На Московской окружной дороге из четырёх таких башен сохранилась ещё одна - на Угрешской. В башне находились накопительные баки для воды, которая через систему водоводов и гидравлических колонок поступала в станционные здания и заливалась в паровозы. По соседству сохранилось перестроенное водоподъемное здание – помещение для насосов, закачивавших воду в баки водонапорной башни.

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.48..jpg

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.04..jpg

Наиболее полное представление об Окружной дороге начала прошлого века можно получить, прогулявшись по окрестностям станции Лихоборы, воспользовавшись путеводителем краеведов из "Клуба Архнадзора" http://www.archnadzor.ru/ и "Москвы, которой нет" http://moskva.kotoroy.net/ Энтузиасты знакомят горожан с историей Москвы, проводят лекции и экскурсии. Фотографии старой Москвы можно посмотреть на сайте: https://pastvu.com/

Экскурсия Юрия Егорова по окрестностям станции Лихоборы:



Весна. Лихоборы. 18.05.14.07..jpg

По соседству с депо Лихоборы можно увидеть ещё немало жилых и промышленных построек более чем столетней давности, не имеющих отношения к железной дороге. Здесь же, на берегу Головинских прудов, находится усадьба Михалково. Но это уже другая история.

Весна. Усадьба Михалково. 22.05.14.15..jpg

Весна. Усадьба Михалково. 22.05.14.02..jpg

Весна. Усадьба Михалково. 22.05.14.10..jpg

Весна. Лихоборы. 12. Депо. 18.05.14.46..jpg
Tags: районы, тайны и загадки Москвы
Subscribe

  • Москва при COVID-19

    В этом посте я не собираюсь обсуждать причины этой пандемии, как с ней борются, разбирать цифры статистики и т.д. Я сейчас хочу показать опустевшие…

  • Мастерская Федора Конюхова

    Кто такой Федор Конюхов знают многие. К своим 68 годам он в одиночку совершил пять кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику, причём один раз…

  • Дворы колодцы

    Рождественка, 7 Варсонофьевский пер, 6 Варсонофьевский пер, 8с2 Варсонофьевский пер, 4с1 Пушечная, 3 Петровка, 16…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment